Кирил Пархоменко

Спортивный портал SportRadar.ru не является частью мирового бренда SportRadar, который доступен по ссылке https://www.sportradar.com/

Необъяснимые случаи в практике подводного плавания

Автор: Линников Михаил

2013-01-10

В телепередаче, транслируемой по каналам ЦТ “ Первый канал” и “ Россия”, “ Тайна трех океанов. В погоне за призраками ” рассказывали о неопознанных подводных лодках, двигающих со скоростью гоночного автомобиля, издающие звуки на различных частотах, светящиеся, излучающие эл./магнитные волны, из-за которых выходила из строя радио- аппаратура и замедляли свое вращение гребные винты, а так же менялось температура за- бортной воды. В 1972 г. погибли сразу три ПЛ. Военные Норвегии, Швеции и США обвинили в этом Россию, приписав ей секретные разработки - малогабаритные ПЛ, кото-рые не возможно было обнаружить приборами, могли не только двигаться с большими скоростями, но даже выпрыгивать из воды и быстро скрываться. В результате таких заявлений назрел военный скандал. Советские ученые были вынуждены заявить, что будут благодарны, если этим странам удастся захватить и уничтожить хотя бы один такой объект. Дело в том, что подводники СССР тоже стали отмечать появление в различных местах Мирового Океана странные сигналы, напоминающие кваканье, окрестив их “ квакерами “. Такие объекты были зафиксированы эхолотами в районах Норвежского и Баренцева моря. Иногда подводникам казалось, что “ квакеры” стремятся войти в контакт, но малейшее приближение к ним, вызывало их исчезновение. Появление светящихся сигароподобных подводных объектов вызывало в команде необъяснимую тревогу, считалось, что эти объекты оказывали психологическое воздействие. На этот раз уже российские военные заговорили о секретных испытаниях США. Была создана спецгруппа, в задачи которой входило наблюдать и фиксировать подобные объекты. К работе привлекли АН, институты акустики и связи. Первоначально считали, что США разбросали стационарные средства обнаружения за советскими ПЛ, т.к. у СССР был такой проект, но это предположение отмели, т. к. такое количество требовало больших материальных затрат (изготовление, на передвижение с большими скоростями нужны мощные энергоносители и автономное управление ). Предположили, что “ квакеры” – биологические существа ( дельфины, касатки).

В начале 80-х годах группу закрыли и расформировали. Но подводники продолжали сталкиваться с этими НО, а акустические приборы показывали, что они неметаллические. Однажды капитан советской ПЛ перед всплытием, поднял перископ и увидел над водой яркий светящийся диск. Свет был настолько давящим на психику, что всплытие отменили. В другом месте Средиземного моря в 1997 г. корабль окружили 6 сигарообразных светящихся объектов, затем один выскочил, обогнул корабль и скрылся вместе с остальными в море. Черноморские моряки успели это заснять. В аравийском море под килем лодки на глубине 150 м был зафиксирован крупный объект. Затем вокруг появились 8 светящихся сигар, которые с большой скоростью начали вращаться вокруг шара диаметром 20-30 м, образуя спираль. Все это вызывало в команде необъяснимый страх. В другом месте подобное зрелище до нескольких км было зафиксировано с космоса. Проба воды в этих местах исключила присутствие светящегося планктона, к тому же живые существа не могут вращаться с такой большой скоростью. Обратились к морским архивам, и нашли записи в судовых журналах, сделанные несколько столетий назад. Такие объекты упоминались как “ колеса Будды”, в русских записях - “ дьявольская карусель”. Подобные явления всегда принимали правильные геометрические фигуры виде треугольника, квадрата, спирали и всегда светящихся. В районе Курильских островов были сняты высокие светящиеся столбы, поднимающие из воды. Путешественник Хиердал описал это явление: у членов команды появился страх, по неизвестной причине упали обороты двигателя, отказали приборы, усилилось магнитное поле и изменилась температура за бортом. Не смотря на эти данные США и Россия по прежнему считали, что это чьи-то секретные испытания.

К началу 2000 г. таких явлений было зафиксировано более двух тысяч. Швеция, считавшая, что это разработки СССР, надеялась после ее распада на рассекречивание, но этого не произошло. Однажды ПЛ США в очередной раз зафиксировав подводный объект пошла на сближение. Прогремел взрыв. Прибывший спасательный корабль спустил под воду водолазов, которые подняли на борт осколок. Но тут же вокруг корабля появились на глубине 150 м 15 –ть двадцатиметровых подводных объектов и на несколько часов заблокировали корабль . После их исчезновения под водой не было никаких следом взрыва ПЛ, а анализ поднятого куска материала показал, что подобного на земле нет. Сверхскоростные ПЛ – что это? При нынешнем развитии техники считается, что ни одна страна не имеет их. Тогда что это, третья сила? Не исключено. Еще президент США Рейган призывал страны объединиться перед угрозой неизвестных подводных объектов, оказывающих такое психологическое воздействие на всех, кто их наблюдал.

Хотя подводные лодки строятся и используются уже давно, но только в военных целях, о них как о средстве грузового и пассажирского транспорта особенно не задумывались. Но если нас ждет впереди освоение океанских глубин, то “ переквалификации” ПЛ не миновать. Во всяком случае, пока ведутся предварительные работы по новым подводным устройствам.

Интерес человечества к океану растет с каждым годом. Ведь океан- это “ кухня” погоды на планете и кладовая минералов, неосвоенный источник энергии и “ неподнятая целина” пищевых запасов. Чтобы исследовать океан и разумно распорядиться его богатствами, нужно войти в него, обеспечить там условия жизни и деятельности человека. Этим целям и служит техника подводных исследований. Но кроме подводных лодок, после спуска человека под воду, с использованием колокола, который представлял собой большую деревянную бочку, подвешенную на веревке вверх дном, были и другие подводные аппараты. Например, сам колокол со временем совершенствовался, оснащался различными приспособлениями, облегчающими работу человека под водой. Он и сейчас используется для доставки водолазов к месту работы. Но его недостаток - ограничивает возможность передвижения под водой. В конце 19 в. был создан водолазный скафандр. Сейчас они используются двух типом: мягкие - для работы на глубине до 100 м и жесткие - вдвое большую. Первые состоят из резинового костюма и металлического шлема со смотровым окном, воздух подается по шлангу с корабля, а отработанный - через специальный клапан в воду. Жесткий - весь металлический.

В начале 1940 г. известный французский ученый Ж.И. Кусто и Э. Ганьянов изобрели акваланг. Именно он позволил приобщиться к глубинам моря самому широкому кругу людей: спортсмены, археологи, геологи, океанологи и др. Но в них нельзя погружаться на большие глубины. Освоить глубины помогла батисфера ( от греч.” батхиз”- глубокий, сфера- шар). Прочная стальная камера шарообразной формы с герметичным входным люком и несколькими иллюминаторами, опускается с надводного судна на прочном стальном тросе. Запас воздуха хранится в баллонах, а углекислый газ поглощается специальными хим. веществами. На одном из таких аппаратов в 1934 г. американцы Биб и Бартон спустились на рекордную для того времени глубину- 923 м. Но больших успехов в исследовании морских глубин достиг швейцарский ученый О. Пикар.

В свое время изобретателю батискафа Огюсту Пикару (1884-1962) специалисты говорили, что его предложения не осуществимы. Тем не менее, аппарат для погружения на большие глубины был построен им в 1948 г., прошел испытания и в дальнейшем был усовершенствован. Он был сделан в виде металлического поплавка, заполненного бензином, т.к. он легче воды и практически не поддается сжатию, оболочка не деформируется под огромным давлением воды. Снизу к поплавку подвешена шарообразная гондола из прочной стали и балласт. На таком аппарате Огюст с сыном Жаком спустились на глубину 3160 м. Через 12 лет батискаф “ Триест” с исследователями Ж.Пикаром и Д. Уолшем достигли глубины в почти 11 км- Марианская впадина в Тихом океане. Спуск длился в течении четырех с половиной часов и еще полчаса они провели исследуя морское дно, выявив, что и на такой глубине есть жизнь: обитающие там рыбы приспособлены к жизни на такой большой глубине. Однако таких впадин немного, главные же богатства скрыты на глубине от нескольких десятков метров до трех километров. Здесь вместо малоподвижных батисфер и батискафов нужны маневренные аппараты, оснащенные современными комплексными приборами и механизмами. Такими аппаратами стали научно-исследовательские ПЛ. Первая из них- советская ПЛ “ Северянка”. Специально для научных исследований создаются лодки малютки, например двухместная лодка “ Алвин” в США или “ Север-2” в России, достигающие глубины 2 км. В нашей стране серийно выпускается самоходный аппарат ТИНРО-2, предназначенный для подводных исследований и рыбной разведки. Одна из интересный его особенностей- способность длительное время неподвижно висеть над исследуемым объектом.

Проходит испытания и еще более совершенный дискообразный подводный аппарат ОСА-3. Благодаря оригинальному четырехлопастному движителю аппарат может мгновенно останавливаться, так же мгновенно, не разворачиваясь, менять направление, противостоять морскому течению любой силы. ОСА-3 снабжен телевизионными установками для наблюдения во всех направлениях и механическими руками-манипуляторами, которые берут пробы грунта, образцы флоры и фауны и проводят другие изыскательные работы. Во многих странах создаются подводные аппараты на колесах для передвижения по дну - аквамобили. Настойчивость исследователей была вознаграждена тем, что им удалось обнаружить совершенно не известный мир. А главное в том, что они положили начало широкомасштабному изучению морских глубин. С этими исследованиями связывают открытие и разработку месторождений ископаемых, создание морских плантаций и. конечно, способов передвижения под водой, а так же изучение океанских загрязнений. Например, для съемок уникального фильма о гибели суперлайнера “ Титаник “ были привлечены глубоководные аппараты российского производства “ Мир 1” и “ Мир 2”. С их помощью удалось подробно заснять детали лежащего на 4-х км глубине затонувшего в 1912 г. судна. Выбор нашего аппарата для киносъемок - это мировое признание наших глубоководных технологий и способности проведения подводных операций на больших глубинах. Глубоководный обитаемый подводный аппарат “Мир” предназначен для исследований на глубине до 6000 м. Он может находиться под водой до 80 часов. Длина аппарата- 6,8 м, ширина- 3,6 м, высота- 3м. Диаметр сферического корпуса- 2,1 м. Вход расположен в верхней части. На борту могут работать три человека. Экипаж поддерживает постоянную связь с судном по гидроакустическому каналу. При погружении аппарата, балластные цистерны заполняются водой, а при подъеме на поверхность насосами выкачивается вода. Ходовой электродвигатель, питающий от аккумуляторов, позволяет двигаться со скоростью 9 км/ч. Два боковых двигателя позволяют осуществлять сложные маневры. “Мир” оборудован телевизионной видеокамерой. Фотоустановкой и мощными светильниками. Два манипулятора отбирают образцы грунта. Животных и растительности. Пробы воды берут батометры. Аппарат снабжен небольшой буровой установкой, что позволяет брать пробы скального грунта. Для наблюдения есть иллюминаторы, центральный- диаметром 210 мм, боковые – 120 мм. С их помощью была обследована ПЛ “ Комсомолец “, покоящаяся на дне Норвежского моря. Участвовал аппарат и в обследовании затонувшей в 2000 г. ПЛ “Курск”.

В начале 21 в. начались испытания необычной лодки, напоминающей маленький самолет с короткими крыльями, расположенными так, что при движении под водой создают направленную вниз тягу и ей можно управлять так же, как летчику на самолете. Возможно, компании по производству аппаратов для глубинных погружений заинтересуются этим проектом. Ученые считают, что о космосе мы знаем больше, чем о Мировом океане и его обитателях. Желание познать, заставят многих изобретателей сконструировать новое поколение подводных аппаратов, о которых мы возможно скоро узнаем.

Похожие статьи

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)