Кирил Пархоменко

Спортивный портал sport.hintfox.com не является частью мирового бренда SportRadar, который доступен по ссылке https://www.sportradar.com/

Организация учебного процесса в группах начальной подготовки юных футболистов

Автор: Иванова Александра

2013-01-10

Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе основана на строгом соблюдении преемственности целей и задач этапов подготовки, главным в которых является строгое соответствие уровня двигательных возможностей и физической подготовленности юных футболистов степени сложности изучаемых технических приемов. Весь учебно-тренировочный процесс подготовки футболистов разбит на 4 этапа в соответствии с возрастными особенностями юных футболистов. Анализ программных и методических материалов учебно-тренировочного процесса ДЮСШ и организации этого процесса на практике свидетельствуют о том, что обучение в группах начальной подготовки (ГНП) 2-го года обучения в учебном году проводится на протяжении 36 недель, по 6 (1 час- 45 мин) учебных часов в неделю (3 занятия). План на месяц состоит из микроциклов. Исходя из цикличности обучения, годичное планирование учебно-тренировочного процесса (УТП) разрабатывается с учетом всех видов подготовки. Приоритеты учебного процесса отражаются в содержании микроциклов, в которые могут вноситься тактические коррективы в виде меняющихся методов или средств обучения. В отдельных случаях, ввиду отставания какого-либо качества, можно изменить и направленность занятия. Однако, изменения носят тактический характер, оставляя общую стратегическую линию неизменной. В стратегии упор сделан на те важнейшие факторы, которые во взрослом футболе являются решающими, они являются фундаментом многолетнего планирования.

Важным условием прочного усвоения учебного материала является правильно построенное тренировочное занятие.

Требования, предъявляемые к учебно-тренировочным занятиям футболом:

  • Обучение или совершенствование должно осуществляться с первой минуты занятия.
  • Следует всячески избегать методических шаблонов.
  • Строить занятия с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
  • Воздействие тренировки должно быть всесторонним (оздоровительным, образовательным, воспитательным).
  • Задачи тренировки должны быть конкретны. Больше 3-х задач в тренировке не ставить.
  • Подготовительная часть тренировки должна занимать 10—20% времени, основная - 70—80% , заключительная - 5—10%.

Примерный план (структура) тренировочного занятия

Подготовительная часть занятия

Целью является организация и подготовка занимающихся к последующей деятельности.

Задачи:

  • Организация группы для занятия, мобилизация внимания, регулирование эмоциональным состоянием занимающихся.
  • Подготовка двигательного аппарата, нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма к повышенной деятельности.

Средства: построение, ходьба различными способами с изменением темпа в сочетании с движениями руками и туловищем, умеренный бег, бег с ускорением, прыжками, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения, подвижные игры.

Продолжительность этапа составляет 10—20% общего времени занятия (10—15 мин.). Основной ориентир времени разминки — температура окружающей среды (+ 8 =12—13 мин., + 10 = 9 мин., + 14 = 6 мин., + 15 = 5 мин.).

Чтобы занятие было более эффективно, в подготовительной части необходимо проводить упражнения без больших пауз; чередовать их так, чтобы воздействовать на различные группы мышц, менять характер выполнения (упражнения, направленные на развитие силы, — с упражнениями на растягивание и расслабление; упражнения медленные и плавные — с упражнениями быстрыми). Подготовительная часть тренировки решает 2 задачи: разогревание и настройка. Разогревание — способствует раскрытию кровеносных капилляров обслуживающих мышечную массу. Понижается вязкость мышц. Повышается температура тела и вместе с этим повышается возбудимость дыхательного центра. Повышается нервнорефлекторная связь с мышцами. Начинаем с упражнений, которые охватывают мелкие группы мышц, а затем и крупные. Используем упражнения умеренной мощности, не продолжительные. Настройка — решает задачу нервно-координационной настройки (повышая тонус ЦНС), психологической подготовки на предстоящую деятельность, увеличивает обменные процессы.

Основная часть тренировки

Целью является обучение специальным знаниям; освоение двигательных умений; развитие физических качеств.

Задачи, решаемые на данном этапе:

  • Повышение уровня физического развития и подготовленности занимающихся.
  • Воспитание моральных и волевых качеств, подготовка организма к повышенным напряжениям. Овладение техникой и тактикой игры.

Средства: Упражнения для работы над физическими качествами, упражнения по технике и тактике игры.

Продолжительность основной части составляет 70—80% времени, отведенного на занятие.

Методические указания. Продолжительность и построение этой части занятия зависят от её задач, подготовленности занимающихся, условий проведения занятия. Основная часть может состоять из двух разделов: 1. Изучение и совершенствование техники и тактики игры с помощью специальных упражнений. Развитие физических качеств. 2. Закрепление изучаемого материала в играх. Однако отдельные занятия можно строить и на основе одного из этих разделов.

Заключительная часть тренировки

Целью является завершение занятия.

Задачи: Создание условий для более быстрого протекания процессов восстановления (главная задача - восстановление). Совершенствование технических приемов в условиях утомления. Подведение итогов занятия. Можно проводить и подчистку какого-либо элемента. Если в основной части была большая нагрузка, то подвижные игры в заключительной части давать нельзя. Если была монотонная работа — можно.

Методические указания. В этой части используют упражнения средней и малой интенсивности, несложные по координации и известные занимающимся. Назначение подобных упражнений — снизить нагрузку и привести организм в относительно спокойное состояние. Важно снять эмоциональное напряжение.

Средства: медленная ходьба и бег, строевые упражнения и упражнения на внимание и расслабление, упражнения в отдельных приёмах игры, разбор ошибок и замечаний по занятию.

Продолжительность: 5—10% общего времени занятия.

На всех этапах предусмотрены контрольные измерения и тестирования, что позволяет оценивать в динамике эффективность тренировочного процесса и перспективность каждого футболиста. Знание закономерностей влияния тренировочных нагрузок на организм футболистов позволяет строить тренировочный процесс методически грамотно и рационально. Известно, что большинство используемых в практике тренировочных средств оказывают, как правило, комплексное, сопряжённое воздействие. Проблема планирования и контроля тренировочных воздействий в детско-юношеском футболе изучена достаточно досконально, хотя в практической работе тренеров результаты современных научных разработок пока не получили должного внедрения. Доказано, что без должного уровня развития двигательных качеств невозможно адекватное совершенствование технико-тактического мастерства юных футболистов, причём, и взрослых тоже. Процесс оптимизации учебно-тренировочной работы связан с эффективностью планирования и учёта нагрузок, выбором наилучшего варианта тренировки и является одной из главных проблем современного футбола. Особую остроту проблема оптимизации тренировочного процесса с учётом индивидуальных функциональных возможностей юных спортсменов приобретает в пубертатный период, когда уровень биологической зрелости (двигательный возраст) и паспортный возраст, как правило, не совпадают.

Известно, что возраст 11-12 лет характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие физических качеств. Особое место в развитии двигательных качеств занимают скоростно-силовые качества, они являются одними из основных качества, которые необходимы футболисту, чтобы показать высокий уровень мастерства. Данные научно-методической литературы и спортивной практики показывают, что развитие скоростно-силовых качеств в зрелые годы — сложный и малоэффективный процесс, тогда как возраст 11-12 лет создает для этого благоприятные предпосылки. Педагогические воздействия, направленные на их развитие, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте. В этой связи становится понятной актуальность исследования, которая состоит в том, чтобы разработать короткую тренировочную программу, рассчитанную на 6 недель трехразовых занятий, для интенсивного развития скоростно-силовых качеств, проявляемых в беговых и прыжковых движениях, используя которую можно было бы обеспечить быстрый прирост развития этих качеств.

Возможно построить тренировочный процесс в виде 2–х недельных микроциклов. При определении направленности занятий относительно воспитания физических качеств, мы обращались к таблице примерных сенситивных периодов в их развитии. При построении микроциклов для групп начальной подготовки (11-12 лет; 6 часов в неделю) мы предлагаем следующую направленность занятий в сфере воспитания физических качеств в недельном цикле:

  • 1-й микроцикл (1-я неделя).
    • 1-й день - воспитание общей быстроты и скоростно-силовых качеств.
    • 2-й день - воспитание общей и специальной быстроты.
    • 3-й день - воспитание общих и специальных скоростно-силовых качеств.
  • 2-й микроцикл (2-я неделя).
    • 1-й день - воспитание общей и специальной быстроты.
    • 2-й день - воспитание общих и специальных скоростно-силовых качеств.
    • 3-й день - комплексное воспитание двигательных качеств на фоне общей выносливости.

. Схема проведения занятий: 1, 3, 5 неделя – 1 микроцикл; 2, 4, 6 неделя – 2 микроцикл. Как видно из этой схемы мы соблюдаем определенную направленность занятия, конечно, в совокупности на занятии будут проявления и других физических качеств, но целесообразно направленную работу проводить с каким-то одним качеством. Очень важно, сохраняя направленность, применять разнообразные тренировочные средства. Это создает эффект постоянной новизны, обучающиеся не успевают «зацикливаться» на одних и тех же упражнениях

Похожие статьи

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)