Кирил Пархоменко

Спортивный портал sport.hintfox.com не является частью мирового бренда SportRadar, который доступен по ссылке https://www.sportradar.com/

Психология личности спортсмена

Автор: Грикорий Повалий

2012-11-13

Введение

Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств.

Виды спорта многообразны, но все они требуют участия в спортивных соревнованиях и систематической тренировки. Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения, с одной стороны характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности, а с другой личности спортсмена, как субъекта этой деятельности.

Современная жизнь создала мощные стимулы к активному занятию спортом, а также вызвала интерес людей к зрелищным мероприятиям. Монотонность работы, интенсификация процесса обучения, порождает потребность в снятии напряжения при помощи увлекательных видов спорта. Стремление к физическому совершенству и атмосфера соревнований вызывают повышенный интерес к спорту.

Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В связи с этим ежегодно с началом занятий в школе, в сентябре месяце начинается набор детей в различные секции и кружки. Одни виды спорта и секции пользуются популярностью у детей, а другие остаются мало замеченными. С чем же это связано и почему одни виды спорта остаются популярными всегда, а другие пользуются популярностью непродолжительное время.

Психология личности спортсмена

Понятие личности в психологии

Личность - понятие многогранное и глобальное. Чаще всего личность определяют, как человека в совокупности его социальных приобретённых качеств. В понятии «личность» обычно включают свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Структуру личности составляют: способность, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности - индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент - качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер - качества определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества - специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация - это переживания и побуждение к деятельности.

Психология личности, как известно, соотносится с учением о способностях, типах темперамента и их свойствах, типологии характеров и их формировании, теории воли и волевой регуляции поведении и развитии воли у человека, психологической теории мотивации и мотивах деятельности.

Что же такое личность в спорте?

Личность - продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определённые функции в обществе. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность. Достижение успеха возможно лишь при правильном учёте индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля его деятельности.

Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.

Личность характеризуется определённой системностью, единством и устойчивостью своих качеств.

К. К. Платонов, анализируя общую систему личности, справедливо разделил все её особенности и черты на 4 группы, образующие основные стороны личности: 1) социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества); 2) биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкт, простейшие потребности); 3) опыт (объём и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); 4) индивидуальные особенности различных психических процессов.

Позиция, статус и социальные функции (установки), ценностные ориентации, динамика отношений, мотивация поведения, - всё это качества личности, характеризующие её мировоззрение, общественное поведение, социальную направленность и основные тенденции развития. Такая совокупность свойств личности (отношение к обществу, коллективу, другим людям, деятельности, самой себе) реализуется в поведении, образует характер.

В характере человека выражаются такие его наиболее устойчивые свойства, которые в значительной степени, обуславливают поведение, отношение с другими людьми и с внешним миром. Характер воплощает в себе общечеловеческие свойства и индивидуальные особенности. В структуре характера человека можно выделить: а) направленность; б) особенности взаимодействия с окружающим миром; в) уровень активности и устойчивости при выполнении различных видов деятельности; г) эмоционально-волевую динамику; д) уровень интеграции различных свойств личности.

Характер человека приобретает свою социальную направленность с разноуровневыми целями его основных видов деятельности.

Социальная направленность личности находит своё выражение в отношении:

  • к другим людям (доброта, отзывчивость, уважение, дружба, симпатия и др.);
  • к своим видам деятельности (добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность);
  • к своей Родине (патриотизм, героизм, преданность идеалам);
  • к самому себе (достоинство, гордость, скромность, самолюбие);
  • к природе, вещам, различным явлениям (бережливость, аккуратность).

Особо следует подчеркнуть, что личность обладает определённой целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определённых черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера.

Особенности личности спортсмена

Спорт, по сути своей, хорошее средство для воспитания личностных качеств. Роль спортивной деятельности в формировании характера заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надёжными они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без длительного размышления и колебаний.

Только абстрагируясь от других разнообразных видов деятельности и сосредотачивая своё внимание лишь на спортивной деятельности, можно определить те черты личности, которые характеризуют человека как спортсмена и развились у него в результате занятий именно спортивной деятельностью.

Спорт - это специфический деятельности. В стрессовых ситуациях проявляется установка спортсмена на достижении успеха или избежание неудачи. Люди, у которых преобладает установка на достижении успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискую.

На развитие психологических особенностей личности спорт оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям. Главными из этих особенностей являются: 1) соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы над противником; 2)максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться хорошего результата; 3)систематическая длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьёзные коррективы в режим жизни и бытовые условия.

В психологическую структуру спортивной деятельности входят: 1)специфические психические функции и качества личности, связанные непосредственно с выполнением спортивных действий; 2) мотивы, побуждающие человека заниматься спортом и добиваться высоких результатов в спортивной борьбе; 3) социально-психологический характер отношений спортсменов с другими людьми в процессе спортивной деятельности.

Иногда полагают, что физическое воспитание и спорт не столь уж важны для полноценного развития личности человека, которое может быть достигнуто с помощью других социально важных видов деятельности, таких как труд, творческая деятельность.

Конечно, нет оснований требовать высоких спортивных способностей от каждого человека. Однако для общего процесса формирования личности очень важно, в каком возрасте влияют на человека те или иные факторы, благоприятные для её развития. Многие виды деятельности и связанные с ними проявления личности специфичны для определённых возрастов. Физические упражнения и спорт особенно ценны для всестороннего развития личности в подростковом и юношеском возрасте. Педагогически правильное использование свойственной данному возрасту физической дееспособности благоприятствует формированию связанных с нею психических свойств, а на этой базе - и дальнейшему развитию психологических особенностей личности.

Формирование личности спортсмена

Спорт - это специфический вид деятельности. На развитие психологических особенностей личности он оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям. Главными из этих особенностей являются систематическая, длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьёзные коррективы в режим жизни и бытовые условия юных спортсменов; соревновательный характер спортивного состязания; максимальное напряжение всех физических и психических сил юного спортсмена. Для ребят занимающихся различными видами спорта характерны следующие психологические особенности:

  • всестороннее физическое развитие, достигнутое на базе совершенствования в процессе спортивной деятельности жизненно важных физиологических функций организма;
  • высокая степень общей работоспособности организма;
  • выдающаяся (по сравнению с обычным средним уровнем) способность владения собственным телом, выражающаяся в совершенстве двигательных навыков, умений и сопутствующих им способностей - силы, выносливости, быстроты и координированности движений;
  • высоко развитые процессы ощущений, особенно мышечно-двигательных и зрительных, а также процессы восприятия; повышенная способность подмечать и выделять существенные для выполняемой деятельности моменты в окружающей среде и в собственных движениях и действиях;
  • совершенная идеомоторика - способность выполнять требуемые движения по представлению с соблюдением необходимой их точности и эффективности;
  • разностороннее развитие процессов внимания - его объёма, сосредоточения, распределения, устойчивости и длительности, и в связи с этим высокая степень наблюдательности и ориентировки в окружающей среде;
  • хорошо развитая зрительная и мышечно-двигательная память;
  • наглядно-действенное и оперативное мышление, непосредственно проявляющееся в выполняемой деятельности и являющееся важным фактором её результативности;
  • разностороннее развитие эмоциональных сторон личности; большой опыт переживания эмоциональных различных состояний и чувств, связанных с активными проявлениями личности; развитая способность управлять своими эмоциональными состояниями;
  • положительные волевые стороны личности, способность к затрате максимальных волевых усилий для достижения требуемой цели; умение быстро ориентироваться и принимать правильные решения в ситуациях, требующих немедленных активных действий;
  • морально-волевые качества личности: дисциплинированность, решительность, смелость, мужество, готовность к преодолению больших объективных и субъективных трудностей;
  • такие социально-психологические качества личности, как общительность, чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи, отзывчивости и уважения к другим людям;
  • способность правильно оценивать действия других людей и свои собственные действия, умение прогнозировать их эффективность.

Известно, что средства и методы физического воспитания способствуют решению нравственных волевых, эстетических и интеллектуальных задач формирования личности человека. Но эти возможности остаются только возможностями, если не реализовать их путём соответственно направленной деятельности. На современном этапе развития науки существует понятие «общее направление воспитания в физической культуре и спорте».

Формирование идейных основ поведения, этических норм и навыков. Эти задачи предусматривают:

  • формирование нравственного сознания, идейной убеждённости и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали;
  • воспитание моральных чувств, характерных для передовых членов общества и мирового сообщества (любви к Родине, чувств дружбы товарищества, коллективизма, общественного долга, миролюбия);
  • формирование нравственного опыта, твёрдых привычек соблюдать этические нормы;
  • развитие навыков общественно оправданного поведения, в том числе и конкретных норм спортивной этики.

Интеллектуальное воспитание. В задачи умственного воспитания входят:

  • обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры и спорта, систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;
  • развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе самопознании и самовоспитании.

Эстетическое воспитание. Задачи состоят в том, чтобы:

  • воспитывать способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры и спорта и в других областях её проявления;
  • формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству;
  • формировать эстетику поведения и менее личностных отношений в физкультурной, спортивной деятельности;
  • вырабатывать активную позицию в утверждении прекрасного и непримиримость к безобразному в любых его проявлениях.

Воспитание воли. Известно, что воля есть внутренний источник деятельных проявлений человека и регулятор его активности. Основные задачи, относящиеся к воспитанию воли в процессе физического воспитания, состоят в том, чтобы обеспечить:

  • формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ, которые обеспечат волевые проявления применительно к требованиям физкультурной, спортивной деятельности;
  • всестороннее развитие волевых качеств необходимых в каждом виде деятельности (целеустремлённость, инициативность, решительность, смелость, самообладание, настойчивость, стойкость), формирование на этой основе стержневых черт характера, которые проявлялись бы не только в условиях физического воспитания, но и в многообразных ситуациях жизненной практики.

Основной психологической чертой мотивов, побуждающих человека заниматься спортом, является чувство удовлетворения, вызываемое данным видом спорта. Вместе с тем эти мотивы имеют сложный характер соответственно сложности и многообразию самой спортивной деятельности и могут быть подразделены следующим образом:
Непосредственные мотивы спортивной деятельности:

  • испытываемое спортсменом своеобразное чувство удовлетворения от проявления мышечной активности;
  • эстетическое наслаждение красотой и ловкостью собственных движений;
  • стремление проявить себя смелым и решительным при выполнении трудных и опасных упражнений;
  • удовольствие вызываемое участием в соревнованиях;
  • стремление добиться рекордных результатов, доказать своё спортивное мастерство, добиться победы, как бы трудна она не была.

Опосредованные методы спортивной деятельности:

  • стремление стать сильным, крепким, здоровым благодаря спорту («занимаюсь спортом, потому что он укрепляет здоровье и делает человека бодрым и энергичным»)
  • стремление через спорт подготовить себя к практической деятельности («занимаюсь спортом, так как он подготавливает к труду»);
  • чувство долженствования (стал заниматься спортом, потому что нужно было посещать уроки физкультуры);
  • осознание общественной важности спортивной деятельности (хочу стать спортсменом, чтобы защищать честь школы, города, области, страны).

А. Ц. Пунин на основании специального исследования мотивов спорта, деятельности установил следующую динамику их развития, начиная со школьного возраста и кончая возрастом зрелого мастерства.

Начальная стадия занятия спортом. В этот период делаются попытки включится в спортивную деятельность. Побуждающий к этому мотиву, во-первых характеризуется диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают обычно заниматься не одним видом спорта, а сразу несколькими, причём часто совсем не теми, в которых они в дальнейшем могут проявить спортивное мастерство); во-вторых, имеют непосредственный характер («занимаюсь, потому что люблю физкультуру»); в-третьих связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным видам спорта («бегаю или плаваю, потому что рядом есть стадион или бассейн»); в-четвёртых нередко включают в себя элементы долженствования («занимаюсь, потому что надо было посещать уроки физкультуры»).

Стадия специализации в избранном виде спорта. На этой стадии мотивами спортивной деятельности являются:

  • пробуждение и развитие специального интереса к определённому виду спорта;
  • обнаружение способностей к данному виду спорта и стремление их развить;
  • эмоционально насыщенное переживание спортивного успеха и стремление его закрепить;
  • расширение специальных знаний, совершенствование спортивной техники, приобретение более высокой степени тренированности.

Стадия спортивного мастерства. На этой стадии основными мотивами спортивной деятельности являются:

  • стремление поддержать своё спортивное мастерство на высоком уровне и добиться ещё больших успехов;
  • стремление содействовать развитию «своего» вида спорта, обогащению и совершенствованию его техники и тактики, потребность передать свой опыт молодым спортсменам;
  • стремление поддерживать славу своей Родины на международных состязаниях.

Мотивы на этой стадии характеризуются ярко выраженной социальной направленностью и педагогическими стремлениями.

Развитие личности и психических процессов спортсмена. Данное направление психологической подготовки спортсмена ставит своими задачами развитие мотивов, воли, чувств, способностей, характера, реализацию качеств темперамента и других психологических особенностей, а также формирование и динамику специализированного восприятия, предстартовых состояний психической устойчивости, надёжности спортсмена. Серьёзные изменения в процессе спортивной деятельности претерпевают ощущения, восприятия, внимание, память, речь, мышление, воображение. Спортивная деятельность предъявляет высочайшие требования к их развитости и располагает большими возможностями, для улучшения перечисленных психических процессов и качеств личности. Однако было бы неверным представление о том, что эта развитость и это улучшение происходят сами по себе и всегда имеют необходимую положительную направленность. Типичными ошибками в развитии качеств личности и психических процессов являются неоправданно завышенные требования к спортсмену по части достижения высоких результатов на соревнованиях, неумелый волевой контроль, недостаточный учёт и использование индивидуальных психических особенностей спортсменов, что приводит в частности к отстаиванию уровня психической надёжности от физических качеств.

При изучении физических упражнений знания в форме двигательных представлений очень важны: не обладая такими знаниями, ученик не сможет выполнить даже самое простое движение. В технике физических упражнений очень много сложных по своей структуре движений, которые могут быть изучены и выполнены только при отчётливом, полном и правильном представлении о них.

Мышечно-двигательные представления должны отражать в уме ученика форму движений, направление амплитуды, скорость, согласованность с другими движениями, их последовательность, темп, ритм и другие пространственные, временные и силовые особенности.

Формирование у учащихся двигательных навыков требует, прежде всего, применения метода упражнений, то есть повторного выполнения движения или действия в целях овладения современными способами выполнения.

Одной из задач такого обучения является выработка точно координированных движений, имеющих существенное значение в овладении техникой данного вида спорта.

Формирование двигательных навыков представляет собой длительный процесс установления взаимосвязей в деятельности периферических органов чувств, ЦНС и мышечно-двигательного аппарата. Это достигается путём систематического повторного выполнения физических упражнений.

Занятия физическими упражнениями предоставляют большие возможности для воспитания у занимающихся как сосредоточенного, так и распределённого внимания больше способствуют занятия, как лёгкая атлетика (бег, прыжки, метания), стрельба, тяжёлая атлетика и т. п.; воспитанию распределённого внимания - такими, как спортивные игры, борьба, бокс и другие. Способность к распределённому вниманию необходимо развивать в процессе тренировочных занятий путём овладения навыками современного выполнения разнообразных и сложных тактических приёмов.

Запоминания движений, тактических приёмов при их изучении всегда является активным процессом, требующем большого участия сознания, что называют двигательной памятью.

Для развития двигательной памяти спортсмена существенное значение имеют следующие моменты:

  • специальная направленность внимания на выполнение, как целого упражнения, так и отдельных движений, обеспечивающая наилучшее представление движения. Без такой направленности движение усваивается автоматически, с целым рядом ошибок;
  • понимание принципа построения движения, его внутренней структуры, соотношения его частей. Достигается это с помощью воспроизведения в памяти не просто конкретного двигательного образа, а схемы движения;
  • повторение движения для лучшего его закрепления в памяти.

Двигательные представления, составляющие основу двигательной памяти, особенно важны в процессе изучения движений, так как обеспечивают их наибольшую правильность и точность.

Психологические особенности юных спортсменов

Процесс подготовки спортсмена условно можно разделить на обучение и тренировку, хотя это единый и неразрывный педагогический процесс.

Действительно, обучая, мы тренируем, а, тренируя, обучаем. Но следует помнить, что обучение и тренировка не тождественны по своим задачам, средствам и методам.

Обучение в спорте - это начальный этап овладения определённой системой знаний, период формирований практических умений и навыков. Основное содержание обучения - освоение технических элементов конкретного вида спортивной деятельности, простейших индивидуальных и групповых тактических действий.

Тренировка - это этап подготовки, направленный на закрепление и совершенствование полученных знаний, умений и навыков. Основное содержание тренировки - совершенствование технических приёмов, индивидуальных и командных тактических действий, развитие физических качеств, психических процессов и функций, воспитание моральных и волевых качеств.

Процесс подготовки спортсмена всегда имеет воспитывающий характер: он должен быть построен так, чтобы одновременно развивать у занимающихся целеустремлённость, инициативность, решительность, смелость, волю, чувства дружбы, товарищества, коллективизма, способствовать формированию нужной мотивации, интересов, идеалов, убеждений - словом создавать их мировоззрение.

Кроме того, в процессе подготовки спортсмена происходит спортивное совершенствование.

Спортивное совершенствование -это педагогический процесс, обеспечивающий высокий уровень спортивного мастерства за счёт максимального развития психических качеств, физических способностей и формирование положительных свойств личности спортсмена.

В процессе спортивного совершенствования необходимо соблюдать следующие психологические требования:

  • повышать активность всех познавательных и других психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление и т. п.);
  • активизировать необходимые свойства внимания (интенсивность, устойчивость и др.);
  • развивать способность стимулировать волевые усилия;
  • формировать устойчивые мотивы и глубокий интерес к спорту;
  • воспитывать высокие моральные, интеллектуальные и эстетические чувства;
  • разрабатывать индивидуальный стиль спортивной деятельности, максимально соответствующий индивидуальным особенностям спортсмена и способствующий его эффективной деятельности;
  • планомерно использовать средства контроля и учёта текущих результатов.

Данные психологические требования к спортивному совершенству являются обязательными, что определяется особенностями спортивной деятельности человека.

Давно установленным фактом является то, что результат выступления спортсмена в соревнованиях определяется не только высоким уровнем мышечной и функциональной тренированности, технической и тактической готовностью. Чтобы реализовать в полной мере эти виды готовности в условиях соревнований, больше того вскрыть резервные возможности, спортсмена необходимо психологически готовить к напряжённым условиям конкретной деятельности. Без такой подготовки всё, что было накоплено в течение месяцев тренировок, может быть растеряно в считанные минуты перед стартом. То, что психика, сознание человека, личности в целом не только проявляется, но и формируется в процессе деятельности, в доказательстве не нуждается. Соревновательный опыт в спорте имеет особое значение, и лучшей школой психологической подготовки, является участие в соревнованиях. Но каждое соревнование - это разрядка накопленного нервно-психического потенциала. Один из путей решения этой противоречивой дилеммы - подготовка участием в соревновательной деятельности - должен быть дополнен особым обучением, особой подготовкой к участию в этой деятельности, психологической подготовкой. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям направлена на формирование свойств личности и психических состояний, которыми обусловлена успешность и стабильность выступлений. Её целью является адаптация к соревновательной ситуации вообще, совершенствование и оптимизация реактивности на специфичные экстремальные условия спортивных соревнований. Необходимые психические свойства и качества формируются на базе индивидуальных особенностей спортсмена. Чаще всего психологическая подготовка представляет собой коррекцию или дополнение этих особенностей (например, эмоциональной возбудимости, тревожности, неуверенности, несобранности, немобилизованности - с одной стороны; спокойствие уверенности, хладнокровия, уверенности в себе, боевого духа - с другой стороны).

Спортивный характер формируется уже в тренировочном процессе. Но по-настоящему он проявляется и закрепляется в период соревнований. Критериями спортивного характера являются: стабильность выступлений в соревнованию по мере повышения из значимости, более высокие соревновательные результаты по сравнению с тренировочными, лучшие результаты в финале, чем в предварительных выступлениях и другие.

Научные исследования и практика показали, что содержание психологической подготовки определено специфическими чертами спортивного характера: спокойствием (хладнокровием), уверенностью в себе и боевым духом.

Спокойствие (хладнокровие) в экстремальных ситуациях соревнования, как одна из сторон отношения спортсмена к среде, к условиям деятельности, обеспечивает оптимальный уровень эмоционального возбуждения к моменту старта, что способствует успешному выступлению.

Уверенность в себе, как одна из сторон отношения к себе, обеспечивает высокую активность, надёжность действий и помехоустойчивость, что особенно важно в сложных изменяющихся условиях и трудных состояний спортсмена. Она способствует полной реализации достигнутого уровня подготовленности.

Боевой дух, как отношение к процессу и результату деятельности, определяет неукротимое стремление к борьбе, к победе, к достижению соревновательной цели, вплоть до самого последнего финального усилия. Это повышенная собранность, предельная мобилизация и полная отдача всех сил спортивной борьбе. Боевой дух способствует раскрытию резервных возможностей спортсмена и позволяет нередко достигнуть неожиданного высокого результат.

Единство всех черт спортивного характера обуславливает в большинстве случаев состояние спокойной боевой уверенности.

Формирование и совершенствование спортивного характера - это изменение действенной стороны отношений к тренировочному процессу и соревнованиям. Чем чаще и систематичное спортсмен самостоятельно реализует содержание этих отношений в конкретных действиях, поступках, поведенческих актах, тем лучше его спортивный характер. Без активного желания, стремления показать себя в спорте и создать себя для спорта, воспитание спортивного характера невозможно.

Лёгкая атлетика - спорт, один из самых массовых и самых доступных в системе физического воспитания и спорта. Подготовка лёгкой атлетики направлена на развитие необходимых физических и морально-волевых качеств, овладение техникой, упражнений, совершенствование в избранных видах лёгкой атлетики. Подготовка осуществляется путём обучения и тренировки.

Подготовка спортсмена высокой квалификации - это многолетний круглогодичный процесс. Он предусматривает не только занятия физических упражнений, но и воспитание таких необходимых спортсмену качеств, как воля, характер, трудолюбие, приобретение знаний в области тренировки, техники, тактики, а также знаний и навыков по гигиене и самоконтролю.

Многолетняя подготовка лёгкой атлетики включает в себя физическую, техническую, тактическую, теоретическую и морально-волевую подготовку.

Бег является основой главным видом лёгкой атлетики. Обычно именно бег бывает центральной частью всех соревнований. Кроме того, бег входит составной частью во многие другие упражнения лёгкой атлетики.

Бег, в зависимости от его характера различно влияет на организм человека. Быстрый, спринтерский бег способствует совершенствованию скоростно-силовых качеств, бег на средние и длинные дистанции - выносливости, барьерный бег - ловкости, способности к высокой координации движений.

Лёгкоатлетический бег с точки зрения психологического анализа спортивной деятельности является непосредственным противоборством противников (в условном физическом контакте, где имеется совместно-индивидуальные действия - бег и совместно-последовательные действия - эстафеты).

У юных спортсменов занимающихся лёгкоатлетическим бегом, основной психологической особенностью является потребность в данном виде движения, склонность, интерес к данному виду спорта. Причём интерес в последствии может характеризоваться глубиной и устойчивостью к данному виду спорта. Такая лёгкая атлетика характеризует такие качества как терпеливость - однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам; упорство - стремление достичь «здесь и сейчас» желаемого или необходимого в том числе и успеха деятельности, вопреки имеющимся трудностям; Настойчивость - систематическое проявление «силы воли» при стремлении человека к достижению отдалённой по времени цели несмотря на возникающие препятствия и трудности. Необходимо также и тактическая подготовка лёгкой атлетики. Умение наблюдать и выделять главное в техническом движении. Двигательная память, зрительная, слуховая и эмоциональная память.

Аббревиатура «самбо» расшифровывается как «самооборона без оружия». Этот вид единоборства и стар как мир, и весьма молод, потому что постоянно обогащается новыми идеями. Отвечая на вопрос, откуда же взялась борьба «самбо», можно утверждать: прародительницей данного вида борьбы стала японская система дзюдо.

Самбо позволяет раскрыть спортсмену индивидуальность. Для каждого в арсенале самбо есть то, что может сделать его непобедимым, так как в самбо поощряются творческие способности учеников, позволяющие проводить приём с индивидуальными особенностями того или иного спортсмена. Для самбиста необходимо иметь прекрасную координацию движений, чему способствуют акробатические движения, гибкость и ловкость, также необходимы взрывная сила и выносливость. Важную роль в успешном выступлении самбиста играет тактическая подготовка и распределённое внимание, что позволяет грамотно вести борьбу и контролировать ситуацию на ковре. Так как самбо это вид спорта, где идёт непосредственное противоборство, основанное на жёстком физическом контакте в совместно-индивидуальных действиях, борец должен обладать восприятием движения собственного тела в пространстве. Умение наблюдать и вести наблюдение за действиями соперников и своими собственными позволяет находить и вычленять наиболее важные моменты в технике. Особую роль на занятиях самбистов играют двигательная, тактильная, вестибулярная память, эмоциональная память, зрительная и слуховая. Все эти психологические особенности формируются в процессе постоянных систематических тренировок, что достигается целеустремлённостью, настойчивостью и упорством в достижении вначале мечты, а потом и цели спортивной деятельности. Для систематического занятия спортом в нашей стране существуют спортивные детско-юношеские школы.

История возникновения бокса уходит в далекий V век до нашей эры. Вначале своего возникновения это были кулачные бои, в которых выявляли сильнейшего. Со временем в боксе появились свои правила ведения боя и соответствующая экипировка, в частности на руках у боксеров появились перчатки значительно смягчающие удар. Но даже эти изменения не сделали этот вид спорта менее жестким. Во время поединка боксеры действуют на фоне сильного психического напряжения, характерного для любого единоборства. Угроза сильного удара делает бокс особенно острым и предъявляет повышенные требования к целому ряду психических процессов, качеств и состояний спортсмена.

Боксер во время поединка воспринимает большой объем информации о намерениях и действиях соперника, обстановке боя и т.д. Он должен мгновенно перерабатывать эту информацию, оценивать ситуацию, выбирать из массы технико-тактических действий то, которое наиболее соответствует ей. Отсюда – повышенные требования к таким психическим процессам, как восприятие, память, представление, мышление, к определенным свойствам внимания. Бои выдающихся боксеров свидетельствуют об исключительно тонком восприятии ими всех ситуаций боевой обстановки, точном расчете времени и дистанции, умении находить нужный момент для ударов и защит, оптимальном распределении мышечных усилий, быстром и точном тактическом мышлении.

Среди различных видов восприятий для бокса наиболее существенны восприятия пространственно-временных характеристик движений (собственных и противника), специализированные восприятия (чувство дистанции, чувство времени, чувство темпа), мышечно-двигательные восприятия при непосредственном контакте с противником. Спортсмену приходится воспринимать информацию не только о действительных намерениях и действиях соперника. В потоке информации большое место принадлежит сигналам о всевозможных ложных действиях. Правильная их оценка позволяет не только не реагировать на них, но и точно воспринимать все ситуации, «чувствовать бой», принимать решения как осознанно, так и интуитивно.

Восприятия обстановки боя имеют избирательную направленность, т. е. зависят от установки боксера: например, обыграть противника по очкам, ведя контратакующий бой, опередить соперника встречными контрударами, стремиться «поймать» его на нокаутирующий удар и т. д.

Точность восприятий во многом определяется свойствами внимания. Искусный боксер распределяет внимание на положение соперника, направление и скорость движений, скорость, силу и темп ударов, расстояние до соперника и на такие же характеристики собственных действий. При этом некоторые элементы восприятия являются решающими в данное время и находятся в центре внимания спортсмена.

В бою боксер часто неожиданно переходит от ударных действий к защитным, и, наоборот, от маневрирования к атакам и контратакам - в этих случаях требуется большая быстрота переключения внимания.

Мгновенное восприятие боксеров всех элементов тактической ситуации представляет собой сложный процесс взаимодействия различных анализаторов, в котором ведущую роль играют зрительный и мышечно-двигательный. Обычно, наблюдая за соперником, боксер обращает внимание на его руки, характер передвижения, положение ног, взгляд, мимику, стремясь уловить начало ударных действий и отличить финт от действительного удара. Эффективность такого наблюдения зависит от распределения внимания.

По склонности к той или иной стратегии боя с использованием определенных механизмов мышления можно условно разделить всех боксеров на три типа.

У боксеров первого типа преобладает процесс мысленного создания готовых технико-тактических решений и все дальнейшие действия направлены на то, чтобы найти момент, наиболее подходящий для осуществления задуманной акции. Наиболее часто такой тип мышления встречается у спортсменов, имеющих один «короткий» удар.

Представители второго типа обычно задумывают одновременно две-три тактические модели и осуществляют ту из них, которая соответствует реальной обстановке. Например, боксер строит поединок в расчете атаковать серийно в голову, а если соперник найдет этому противодействие, перевести атаку акцентированными ударами в туловище.

Наконец, боксеры третьего типа почти не рассчитывают возможных вариантов развития тактической ситуации и задумывают, например, только атаку, не представляя себе, какое конкретное развитие она получит. Если у спортсменов первого типа ориентировочная часть деятельности играет второстепенную роль и все зависит от качества исполнения, то у представителей третьего типа картина прямо противоположная.

Склонность к той или иной стратегии поведения на ринге обусловливается и особенностями нервной системы спортсмена. Неумение быть готовым к любому развитию событий приводит к тому, что боксер, увлеченный подготовкой собственной атаки, легко может быть застигнут врасплох. Больше всего этим страдают боксеры с неуравновешенной нервной системой, у которых из-за чрезмерной эмоциональной возбудимости готовность к атаке становится настолько преобладающей, что исключает расчетливое ожидание атакующих действий со стороны противника.

Уровень представления и воображения определяет успешное изучение и совершенствование сложных технико-тактических действий; способствует созданию интересных тактических новинок и подбору оригинальных методов тренировки; помогает правильно «настроиться» на бой, учесть все возможные его нюансы.

Принятие решения в бою и его реализация требуют высокого развития волевых качеств. Поддержание высокого темпа боя требует целеустремленности, активности и настойчивости; быстрый переход от ложных действий к атаке, а от нее к защите и контратаке - решительности и инициативности; противодействие чужой манере ведения боя и навязывание своей - активности; вызов на атаку и последующая контратака - смелости; соблюдение спортивного режима, выполнение всех указаний тренера - дисциплинированности.

Боксер сможет полностью реализовать свои психические качества в бою в зависимости от того, насколько устойчив он к воздействию стрессовых факторов соревнования, насколько напряжение соревновательной борьбы, сильные эмоции стимулируют проявление положительных черт бойца. Речь и о влиянии психических состояний на деятельность боксера.

Первые соревнования по плаванию проводились в Древней Греции. По началу они носили прикладной характер. Однако со временем в плавании выделились определенные дистанции, на которых спортсмены показывают свои физические и психологические возможности.

Плавание осуществляется в водной среде, где температура - 25,5-28,50С, это существенно влияет на работоспособность пловцов.

Кроме того, плавание характеризуется горизонтальным положением тела пловца, что существенно влияет на работу сердца и легких – не тратится энергия на поддержание положения тела в вертикальном положении. Все это позволяет пловцу длительно выполнять большой объём работы, которую на суше выполнять не может. Однако для начинающих пловцов есть ряд психологических барьеров таких как страх погружения под воду и нахождения пловца под водой длительное время, прыжки в воду с тумбочки и с вышки. Еще один не мало важный момент которы необходимо преодолвать юным пловцам то, что возможности ориентировки спортсмена в воде значительно хуже чем на суше. Обучаемые плохо различают направление своего движения в воде, а также не всегда видят и слышат тренера. На тренировочных занятиях пловцам приходится преодолевать большие расстояния, но из-за того, что пространства для перемещения ограничены (длина дорожки 25-50м ) они вынуждены многократно выполнять повороты и плыть в обратную сторону (50-200 раз) для выполнения такой работы необходима выдержка, терпение, целеустремленность.

Лыжный спорт самый массовый и доступный вид спорта для жителей России в зимнее время года. Но чтобы хорошо кататься на лыжах необходимо обладать чувством равновесия, достаточным для выполнения скольжения на одной лыже; координацией необходимой для управления лыжами при движении по лыжне и для согласования работы рук и ног. В процессе выполнения комплексов упражнений у спортсменов возникает и совершенствуется «чувство снега» Это не только сцепление лыж со снегом, но и умение воспринимать неровности лыжни, склоны изменения скольжения (даже кратковременные), плотность снега и лыжни, её извилистость и тому подобное. Большое внимание следует уделять волевой подготовке юных лыжников, так как этот вид спорта требует огромной общей и специальной выносливости. Волевые качества в полной мере проявляются при преодолении трудностей, которые возникают в объективных условиях тренировок и соревнований. Для юных лыжников-гонщиков такими трудностями являются овладение техникой лыжных ходов, выполнение большой по объёму работы, развитие силы и умение распределять их на дистанции, тренировки в оттепель, морозы, метель, преодоление сложных спусков. Для преодоления этих трудностей лыжники должны обладать выдержкой, смелостью, решительностью, настойчивостью и упорством.

Похожие статьи

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)