Кирил Пархоменко

Спортивный портал sport.hintfox.com не является частью мирового бренда SportRadar, который доступен по ссылке https://www.sportradar.com/

Проблемы развития спорта

Автор: Кузнецова Романа

2015-02-19

Физическая культура и спорт, как одна из отраслей социальной сферы, способствуют общему экономическому прогрессу страны, так как направлены на совершенствование личности человека, являются важной отраслью, отвечающей за здоровье людей и обеспечивающей высокоэффективное функционирование трудовых ресурсов.

Сфера физической культуры и спорта являлась гордостью Советского строя, образцом преимущества советского образа жизни. Успехи в области спорта и массовой физкультуры были возможны благодаря мощной финансовой организационной и пропагандистской помощи со стороны государства. Распад СССР и экономические реформы 1990-х гг. больно ударили по спортивной сфере. Была нарушена государственная система поддержки спорта высших достижений, что привело к ослаблению его позиций на мировой арене. Что же касается массовой физкультуры, то гражданам РФ, поставленным реформами на грань выживания, стало просто не до нее. Отсюда резкое ухудшение здоровья населения, увеличение смертности и т.д.

Новые политические и экономические условия диктовали необходимость кардинальных изменений в сфере государственной спортивной политики. Существовавший к началу 1990-х гг. механизм, организационные структуры, формы управления и действующее законодательство в значительной степени устарели и не отвечали новым условиям развития, как массового спорта, так и спорта высших достижений. Практически не были разработаны вопросы правовой регламентации, организации физического воспитания, отсутствовало административно-правовое обеспечение статуса субъектов отношений в этой отрасли. Существующая правовая система не успевала за изменениями, происходящими в реальной жизни. Более того, несовершенное законодательство в ряде случаев служило тормозом наметившихся позитивных процессов. Нормативно-правовые акты (не только административного, но и трудового, финансового, хозяйственного, уголовного права) оставляли нерешенными целый ряд проблем; не отвечали потребностям существовавших ранее и постоянно возникающих новых форм и явлений физкультурно-спортивной деятельности (коммерциализация и профессионализация спорта, проблемы допинга и т.п.). Необходимо отметить, что все эти процессы имеют длительный характер и продолжаются в настоящее время.

В новых социально-экономических условиях произошли негативные изменения в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых и производственных коллективах. Многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало недоступными учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха для многих миллионов трудящихся.

С 1991 г. отмечается сокращение сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. В 2000 г. их число по сравнению с 1991 г. уменьшилось на 20% и составило около 198 тыс. с единовременной пропускной способностью около 5 млн. человек, или всего 17% от норматива обеспеченности. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказывались от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывали, продавали, передавали их другим собственникам или использовали не по назначению.

Для некоторых видов спорта в России отсутствуют современные технически оснащенные спортивные базы, на которых можно готовиться к выступлениям на Олимпийских играх и крупнейших международных соревнованиях. Слабо осуществлялось бюджетное финансирование, не создавались необходимые условия для инвесторов.

Недостаточное количество населения, регулярно использующего средства физической культуры и спорта, в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды их ценностей, здорового образа жизни в средствах массовой информации, особенно на телевидении.

По результатам соцопроса, на вопрос назвать фамилии российских олимпийских чемпионов 1990-х гг. 228(76%) респондентов указали фамилии победителей Олимпийских Игр, в свою же очередь 72 респондента(24%) не смогли ответить на этот вопрос.

В значительной мере должен быть изменен подход к решению экономических проблем в управлении спортивной сферой. Необходимо учитывать, что значительная часть средств, вложенных в физическую культуру и спорт, носит характер долгосрочных экономических инвестиций в человека, результаты которых в течение длительного времени может присваивать общество.

Представляется актуальным изучение опыта организации управления спортивной сферой в странах с развитой рыночной экономикой. Сравнительный организационно правовой и социально-экономический анализ проблем государственного руководства, финансирования, спонсорства, статуса спортсмена-профессионала и его социальной защищенности в этих странах и России даст возможность понять природу этих явлений и внутреннюю логику их развития, что поможет избежать негативных моментов в развитии физкультуры и спорта в нашей стране.

Проведение либеральных экономических реформ начала 1990-х гг. привело к развалу советской системы государственной поддержки физкультуры и спорта в Российской Федерации. После этого, на протяжении 1990-х гг. шли мучительные поиски новых эффективных путей развития, предпринимались многочисленные попытки выработки действенной государственной политики в области физкультуры и спорта в новых условиях.

Правовая база, на основе которой реализовывалась государственная политика в области физической культуры и спорта, как показали проведенные исследования, была не адекватна предпринимаемым в стране социально-экономическим реформам, не гарантировала конституционное право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом. Основной причиной этого являлось отсутствие надежных механизмов реализации принятых законов.

Исследование показало, что в рассматриваемый период шли интенсивные поиски эффективной модели управления спортивной отраслью. В этом отношении выглядят логичными шага Правительства по наделению значительными полномочиями Олимпийского комитета России и созданию Национального фонда спорта. Однако навязываемая в начале 1990-х гг. модель минимального государственного участия в поддержке физической культуры и спорта неуклонно вступала в противоречие с существующей отечественной традицией ведущей роли государства в этой сфере. К тому же слабая эффективность в деятельности Олимпийского комитета России внутри страны и скандалы вокруг Национального фонда спорта никак не способствовали росту авторитета и укреплению позиций этих неправительственных организаций (на которые делались основные ставки некоторыми «реформаторами»). С конца 1990-х гг. государство стало наращивать влияние и увеличивать степень своего непосредственного присутствия в спортивной сфере.

Создание эффективно функционирующей структуры управления физической культурой и спортом, где разумно сочетались бы поддержка со стороны государства и спонсорская помощь со стороны бизнеса, выработка нормативно-правовой основы этого взаимодействия позволят повысить массовость физкультурного движения внутри России, а также вернуть былое величие страны на международных спортивных аренах.

В жизни современной России опыт 1990-х гг., с его ошибками и просчетами, находками и потерями, представляется весьма значимым и чрезвычайно полезным.

Похожие статьи

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)