Кирил Пархоменко

Спортивный портал SportRadar.ru не является частью мирового бренда SportRadar, который доступен по ссылке https://www.sportradar.com/

Психологические особенности юных спортсменов

Автор: Анна Николайчук

2012-11-14

Изучение психологических особенностей юных спорсменов

Организация и методы изучения психологических особенностей

Составить правильное представление о личности спортсмена, можно только используя различные методы – наблюдение, беседу, активирование, моделирование определённых ситуаций (естественный эксперимент).

Психодиагностика как область знаний направлена на изучение свойств личности индивидуальные особенности их проявлений, располагает достаточно солидным арсеналом методов и приёмов. Их основное назначение – решение задач по отбору спортсменов и комплектованию спортивных команд, по прогнозированию успехов, оценке психического состояния спортсменов и т. д. Цель тестов состоит в оценке предварительно осмыслённых свойств и процессов.

Тестирование может проводиться индивидуально и в группе. При многократном проведении процедур тестирования полученный материал становится более объективным и долговременным появляется, возможность наблюдать динамику психических процессов, состояния и свойств личности спортсмена, осуществлять коррекцию учебно-тренировочного процесса.

Метод наблюдения заключается в целенаправленном сборе фактов поведения деятельности спортсмена с целью их последующего анализа и истолкования. Для большей объективности получаемых с помощью наблюдений сведений оно должно быть постоянным, целенаправленным и заканчиваться научным объяснением психологической природы наблюдаемых особенностей поведения и деятельности спортсмена.

Метод беседы является вспомогательным и используется со строго определёнными целями: учитель должен чётко представлять себе, что он хочет узнать из беседы, и соответственно этому строить её план.

Метод анкетирования может использоваться учителем для выяснения взаимоотношений учащихся, для высчитывания коэффициента сплочённости и т. д. Выяснение социально-психологической обстановки в классе связано с методикой социометрии. Она основана на подсчёте числа письменных выборов всеми членами класса того или иного учащегося для совместной деятельности или проведения досуга.

Естественный эксперимент проводится в привычных для школьников, то есть в реальных условиях, но экспериментальному воздействию подвергаются (моделируются) сами условия. Например, учитель физической культуры для выявления у школьников морально-волевых качеств моделирует в туристическом походе трудные условия.

Метод тестирования связан с выполнением учащимися стандартных знаний. Например, измерение прыгучести производится с помощью теста Абалакова, свойств внимания – с помощью красно-чёрной таблицы.

При изучении личности учащегося (методом наблюдения) учитель физической культуры должен соблюдать следующие правила:

  • изучать учащихся надо в естественных условиях обучения и воспитания. Однако при этом процесс не должен быть односторонним: надо не только изучать школьника, воспитывая и обучая, но и воспитывать, изучая.
  • следует, прежде всего, находить главные черты школьника, «основные оси и пружины», как говорил А. С. Макаренко.
  • отдельные особенности личности школьника должны рассматриваться на фоне всей личности в целом. Например, нельзя анализировать настойчивость в отрыве от направленности личности школьника, так как настойчивость может выражаться и в упрямстве.
  • важно выявить положительные черты учащегося, на которые надо опираться при его воспитании и обучении (не упуская из вида и отрицательные черты).
  • учитель не должен торопиться с оценками учащегося, допуская предвзятость и субъективизм в интерпретации данных наблюдения. Он должен помнить, что интуиция – плохой союзник, когда речь идёт о вынесении заключения о том или ином учащемся.
  • важно вскрывать причину проявления негативных черт личности школьника (например, почему он проявляет упрямство – как протест против грубого с им обращения или вследствие избалованности).
  • необходимо выяснять тенденцию в развитии той или иной черты личности – прогрессирует она или исчезает.
  • изучать школьника нужно в коллективе, ибо в группе ребят его поведение может отличаться от того, какое он демонстрирует, будучи один. Нужно выявлять учащихся, которые оказывают на данного школьника наибольшее влияние.
  • для полноценного изучения личности школьника его нужно наблюдать в разных ситуациях, планомерно и систематически. Это даёт возможность наблюдать эффективность применённых к нему воздействий.
  • необходимо понять мотивы (побудительные причины) действий и поступков учащегося, так как внешне сходные действия могут совершаться по различным мотивам.

Как известно, психические процессы – это разные формы субъективного отражения объективной действительности. В психологии выделяют основные виды психических процессов – ощущение, восприятие, внимание, память и мышление.

Метод исследования ощущения и восприятия. Исследование ощущений в спорте преследует две основные цели: диагностику спортивных особенностей и оценку функционального состояния спортсмена.

Проводя, исследования психологических особенностей юных спортсменов, мы использовали анкетирование и тестирование. Испытуемым было предложено ответить на вопросы двух анкет, выявляющих общие конкретные мотивы деятельности на занятиях физической культуры и спорта (приложения 1,2) .

Так же детям были предложены бланки, представляющие листы бумаги (203х283 мм), разделенные на 6 расположенных по 3 в ряд равных квадрата и карандаш. Для проведения «Тэппинг-теста» по методике Ильина, выявляющая силу нервных процессов экспресс-методом.

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Использованная для данного опыта методика основана на определение динамики максимального темпа движения рук. Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на 5 типов:

  • выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; в последующем он может снизиться ниже исходного уровня. Этот тип кривой свидетельствует о наличие у испытуемого сильной нервной системы;
  • ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Данный тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
  • нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго пятисекундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
  • промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10- 15 секунд. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – средне-слабая нервная система;
  • вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся также к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

В другой раз детям был предложен опросник Айзенка, для выявления особенностей темперамента.

Автор двухфакторной модели личности Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию – интроверсию и нейротизм. В общем смысле экстраверсия – это направленность личности на окружающих людей и событий, интроверсия – направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм – понятие, синонимичное тревожности, проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

Эти свойства, составляющие структуру личности по Айзенку генетически детерминированы. Их выраженность связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения – торможения в центральной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации.

Полученные результаты были соотнесены с интегральным описанием характерологических типов по И.Л. Левиной.

Для дальнейшего исследования юным спортсменам была предложена «шкала самооценки» по методике Спилбергера, Ханина.

Чувство тревоги – это ощущение нависшей угрозы. В основе его лежит страх кого-либо (что-либо) потерять, другими словами – неудовлетворенные потребности сохранения.

Чувство тоски отличается от чувства тревоги тем, что возникает из-за отсутствия удач, другими словами – неудовлетворенных потребностей развития. В том числе – развития знаний и способностей как средства удовлетворения других потребностей.

Потребности сохранения и развития в нашей жизни неразрывны, поскольку развиваться и совершенствоваться может лишь то, что способно себя сохранить. А сохранить себя может лишь то, что способно развиваться и совершенствоваться.

Важно, что соотношение той и другой направленности у каждого человека свое собственное.

Также проводилась оценка психической активации, интереса, эмоционального, тонуса, напряжения и комфортности, построенной на основе результатов факторного анализа динамики оценивания испытуемыми своего состояния с использованием модифицированного стимульного материала к методике САН.

Под психическим состоянием понимается целостная картина психического функционирования в ограниченный промежуток времени. Представленность этого функционирования в сознание индивида реализуется в самооценке состояния, во многих случаях определяющей традиционные названия психических состояний. При изучении психических состояний с помощью самооценки продуктивным оказывается факторный метод построения шкал. Он позволяет извлекать из некоторого массива данных объективно существующие факторы, после чего делается попытка эвристически раскрыть их содержание и дать наименование шкалам.

В исследованиях принимали участие пять групп спортсменов, занимающихся борьбой самбо, легкоатлетическим бегом, боксом, плаванием и лыжными гонками. В каждой группе было по десять человек, средний возраст которых примерно двенадцать лет. Самой младшей группой является группа лыжников (средний возраст 10,8лет), а вот боксеров примерно такого же возраста найти было сложно, поэтому их средний возраст 13,4лет. Скорее всего это связано с тем, что не каждый ребенок 10-11 лет может выдерживать контактные бои в боксе, а неконтактные тренировки скучны и однообразны. Еще одним условием исследования было то, что все спортсмены должны заниматься в секции не более двух лет. От этого условия небольшие отклонения имела группа пловцов, ее средний возраст 11,2 года, но дети занимаются плаванием три года. Объясняется это тем, что в секцию плавания набор детей начинается не в 9-10 лет, как в остальных исследуемых группах, а в 7-8 лет. Группа самбистов и пловцов состояла из шести девочек и четверых мальчиков. В группе легкоатлетов также как и в группе боксеров было преобладание мальчиков (семь человек) над девочками (три человека). В группе лыжных гонок большинство составляли девочки (8 человек), мальчиков же было совсем мало ( 2 человека).

В группах самбо и легкой атлетики исследования проводились с апреля по май месяц включительно, после тренировочного процесса (примерно в 17.00), в тренерской комнате. Участникам исследований своевременно выдавались чистые анкетные бланки, карандаши для их заполнения, а также проводился необходимый инструктаж для правильного заполнения анкет и точного выполнения заданий тестов. В остальных группах исследования проводились в октябре – ноябре месяце также после тренировочного процесса, у лыжников и пловцов после первой смены занятий в 11.00, у боксеров после вечерней тренировки в 18.00. Чистые анкетные бланки выдавались своевременно вместе с карандашом для их заполнения, и проводился соответствующий инструктаж. Во время проведения тестов и анкетирования тестологи наблюдали за тем, что бы в группах не велось обсуждение вопросов, не было внешних помех и тестируемые отвечали на вопросы быстро, не раздумывая по долгу. При проведении «Теппинг-теста» внимание тестируемых было обращено на расположение нумерации квадратов и их заполнение. Также испытуемые имели возможность попробовать движение руки на чистом листе в свободном темпе и без учета времени.

В группах испытуемых спортсменов результаты анкетирования имеют небольшие расхождения. Большинство детей с интересом и желанием занимаются на уроках физической культуры, и около одной трети детей иногда с интересом занимается на уроках физической культуры. По содержанию уроки физической культуры не всегда удовлетворяют двигательным потребностям детей. На занятиях физической культуры дети занимаются с удовольствием, хотя учитель физической культуры им не очень нравится. Практически всех не удовлетворяет спортивное оборудование и спортивный зал школ, в которых проводился опрос. Почему же дети тогда с удовольствием и интересом занимаются в спортивных секциях? Возможно, это связано с тем, что дети не успевают реализовать свои двигательные потребности на уроках физической культуры.

Рассматривая результаты другой анкеты (приложение 2) мы получили следующее: испытуемые самбисты с удовольствием занимались бы помимо самбо следующими видами спорта: л/а ( 20 % ), спортигры ( 70 % ), велоспорт (20 % ), тяжелой атлетикой ( 10% ), гимнастикой ( 10% ); боксёры также не остановились только на своём виде спорт, они бы еще занимались спортиграми (30%) и лыжами (10%); пловцы и лыжники оказались более постоянными и предпочтение отдали выбранному (70% и 90% соответственно) виду спорта, хотя некоторые все же занимались бы танцами (10%), спортиграми (10%), гимнастикой (10%) и легкой атлетикой (30%),при этом некоторые испытуемые выбирали несколько видов спорта. Легкоатлеты напротив выбрали только свой вид спорта. Почему так получилось? Для того чтобы ответить на этот вопрос, исследуем психологические особенности детей двух групп и попытаемся там найти ответ. Но прежде, чем перейти к психологическим тестам доведем до логического конца анализ нашей анкеты. Ежедневно легкоатлеты занятиям физической культурой и спортом посвящают в основном три часа и более (70%), среди самбистов и лыжников 50% опрошенных посвящают занятиям тоже время, что и легкоатлеты, но есть и такие дети ( 20% и там и там ) которые занимаются не более одного часа, остальные 30% занимаются до двух часов. Основная масса боксеров и пловцов занимается спортом до двух часов в день (80% и 60% соответственно), до одного часа в день спортом занимаются 20%пловцов и 10% боксеров, остальные своим тренировкам уделяют три часа и более. Отвечая на вопрос «В какой секции Вы стали бы заниматься в школе?» легкоатлеты с неизменным упорством выбрали свой вид спорта (80%), а самбисты и боксёры отдали предпочтение спортиграм ( 70% ), пловцы и лыжники также занялись бы спортиграми (30%), но некоторые ходили бы на гимнастику и шахматы (по 10%). Но самое интересное, что 20% занимающихся в каждой группе отказались ходить в секции школы. Основная масса детей пяти групп свое физическое развитие оценивают как среднее ( 70% - 80% ). В свободное время большинство детей любят играть и гулять на улице с друзьями.

Каковы же психологические особенности детей занимающихся данными видами спорта? Рассмотрим и проанализируем результаты теппинг – теста.

Посмотрев на график динамики максимального темпа движений видно, что у легкоатлетов и лыжников графики нисходящего типа, что соответствует слабой нервной системе. У самбистов, пловцов и боксеров графики ровного типа, данный тип кривой характеризует нервную систему средней силы, причем видно, что из этих трех групп у боксеров наиболее сильная нервная система. Скорее всего, это связано с тем, что бокс это жёткий вид спорта и поэтому слабым там места нет.

Анализ, что предпочтение контактным видам спорта (бокс, самбо) отдают предпочтение обладатели более сильной нервной системы. Почему же тогда у представителей плавания, а это не контактный вид спорта, наблюдается также сильный тип нервной системы? Возможно ответ в том, что в первый год тренировок детям приходится преодолевать страх перед водой и глубиной, преодоление этого психологического барьера укрепляет и тренирует нервную систему делая её более сильной, также не будем забывать, что пловцы на год больше занимаются в спортивной секции, а боксеры являются самыми старшими из испытуемых групп.

Полученные результаты исследований по «опроснику Айзенка» позволяют говорить о том, что разница в характерах и темпераментах ребят разных групп имеется. Об этом свидетельствует существенная разница по шкале «экстра- и интроверсии», а также характерологические типы, у самбистов и лыжников это VII тип (стабильный выраженный экстраверт), которому соответствует: общительность, энергичность, упорство, лидерство, оптимизм; у легкоатлетов и пловцов это VI тип (эмоционально нестабильный умеренный экстраверт) обладатели этого типа как правило честолюбивы, упорны, горды, требовательны к окружающим, серьезны, склонны к уныло тревожному настроению; у боксеров это V тип (умеренно стабильный умеренный экстраверт) включающий в себя самые разнообразные черты: от общительного, энергичного «любимца публики» до жестко-требовательного, злопамятного, пассивно-безразличного упрямца и застенчивого, независимого, привязчивого, доброжелательного типа.

В исследовании по методике Спилбергера, Ханина юных спортсменов на тревожность, мы получили следующие результаты: самая низкая реактивная тревожность наблюдается у самбистов (17,7), у пловцов, лыжников и легкоатлетов она также на низком уровне, а вот у боксёров реактивная тревожность несколько выше (31,5) и считается уже умеренной. Личностная тревожность у боксеров вновь больше, чем у всех остальных (46,2) – высокая тревожность. У остальных четырех групп личностная тревожность на умеренном уровне. Наименьшая у лыжников (39,2) и близко к максимальной у остальных (42,3 – 44,5). Результаты данного теста дают основание предположить, что любое спортивное состязание расценивается юными спортсменами, как опасное или представляющее угрозу для престижа, самооценки и самоуважения (личностная тревожность). Однако этот же тест показывает, что реактивная тревожностью юных спортсменов, находится на низком уровне, то есть юные спортсмены уже могут владеть стрессовой ситуацией. Что же касается представителей бокса, то высокий уровень тревожности связан еще и с тем, что бокс наиболее травматичный вид спорта и не надо исключать что исход боя может закончится нокаутом или нокдауном, при чем победителем будет соперник. Что же касается исследований психической активации, то она находится на высоком у ровне только у боксеров. Высокую степень интереса к тренировочным занятиям проявляют лыжники и легкоатлеты. Во всех группах занятия спортом способствуют высокому эмоциональному тонусу, а комфортнее всего чувствуют себя боксеры, пловцы и самбисты. Напряженность в данной ситуации испытывали только лыжники. Все остальные исследования по методике САН во всех группах находятся на среднем уровне.

Заключение

Спорт - это специфический вид деятельности. На развитие психологических особенностей личности он оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям. Главными из этих особенностей являются систематическая, длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьёзные коррективы в режим жизни и бытовые условия юных спортсменов; соревновательный характер спортивного состязания; максимальное напряжение всех физических и психических сил юного спортсмена.

Интерес к выбранному виду спорта поддерживается удовольствием получаемым от участия в соревнованиях, стремление добиться рекордных результатов и доказать своё спортивное мастерство.

Опираясь на результаты полученные при исследовании можно с уверенностью сказать, что психологические различия между юными спортсменами, занимающимися борьбой самбо, легкоатлетическим бегом, лыжными гонками, плаванием и боксом есть в типах темпераметра и силе нервной системы. Легкоатлетический бег и лыжные гонки это циклические виды спорта, где непосредственное противоборство идет в условном физическом контакте, поэтому у занимающихся наблюдается слабый тип нервной системы и умеренно уравновешенный тип темперамента.

Плавание хоть и циклический вид спорта но его представители обладают средним типом нервной системы, возможно, это связано с тем, что юным пловцам приходится преодолевать свои страхи пред водным пространством на ранних этапах тренировок в результате чего тип нервной системы становится более сильным, чем у других представителей циклических видов спорта

Борьба самбо и бокс – ациклический вид спорта, где идет непосредственное противоборство противников, основанное на жестком физическом контакте. Вероятно, поэтому эти виды спорта выбирают те чья нервная система средняя или сильная, а тип темперамента стабильный, уравновешенный.

Также существенные различия наблюдаются в реактивной тревожности между: легкоатлетами и самбистами, легкоатлетами и боксёрами, пловцами и самбистами, пловцами и боксерами, но самая большая разница между самбистами и боксёрами. Причем самбисты гораздо выдержаннее и спокойнее боксеров. Существенные различия наблюдаются в психической активации среди боксеров и легкоатлетами, боксеров и лыжниками. О подтвердившихся различиях в напряженности можно говорить если сравнивать между собой боксеров и лыжников, а также легкоатлетов и лыжников.

Делая вывод можно сказать что гипотеза которую мы высказали в начале работы частично подтвердилась

Похожие статьи

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)