Кирил Пархоменко

Спортивный портал sport.hintfox.com не является частью мирового бренда SportRadar, который доступен по ссылке https://www.sportradar.com/

История возникновения и современное состояние Олимпийских игр

Автор: Мельникова Ольга Геннадьевна

2015-04-25

Спорт есть целенаправленная, сознательная деятельность человека, исторической задачей которой является проверка в условиях противоборства качества воспроизводства человеческого фактора как продукта определенной социально-экономической общественной формации.

Данное определение А. Пилояна дает возможность правильно понять роль спорта в современном обществе, его связь со многими общественными явлениями, такими как политика, идеология, экономика и др. Благодаря такому пониманию спорт предстает не просто как соревнование команд, но и как большое интернациональное явление, как социальный институт управления международными отношениями.

Я выбрал данную тему, потому что считаю, что вопросы, затронутые в моей работе, являются важными в современном обществе. Развитию спорта придается большое значение во всем мире. Еще древние греки уделяли столько же внимания развитию возможностей своего тела наравне с развитием живописи, театрального искусства, музыки. Каждый человек должен знать, откуда и почему началось проведение Олимпийских игр- главных спортивных игр мира, а также, почему Олимпийские игры играли и играют большую роль в политике во все времена.

В настоящей работе мной предпринята попытка показать какими Олимпийские игры были в древности, как шло их развитие, и какими они представляются в современное время. В своей работе я постарался осветить и современные проблемы: какие скандалы разворачиваются вокруг игр, а также какие цели преследовали страны при проведении и участии в Олимпийских играх.

Хотя Россия не принимала участия в первых трех Олимпийских играх (1896, 1900,1904), но в нашей стране были активные сторонники идей олимпиады. В 1894 году генерал А.Д. Бутовский был избран членом Международного Олимпийского комитета (МОК) от России. Он и стал автором единственной на русском языке книги о первых Олимпийских играх совеременности – «Афины весной 1896 года».

На четвертых Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году российские спортсмены участвовали в трех видах олимпийской программы – борьбе, марафоне и фигкрном катании на коньках. Фигурист Н.А. Панин –Коломенкин стал первым в истории отечественного спорта обладателем золотой олимпийской медали, двое борцов были удостоены серебряных наград. После нескольких неудачных попыток создать Национальный Олимпийский комитет в феврале 1911 года в Санкт – Петербурге состоялось собрание, основавшее Олимпийский комитет России. Уже в пятых Олимпийских играх в Стокгольме в 1912 году Россию представляло 178 спортсменов. В те времена спортивная пресса охарактеризовала выступление нашей олимпийской команды как «спортивную Цусиму».

В 1913 году была создана Канцелярия генерала В.Н.Воейкова, приоритетной задачей которой являлся - контроль за физическим воспитанием в учебных заведениях. В 1914 году в стране было около 1,2 тысячи спортивных объединений, после Октябрьской революции 1917 года государственное руководство физической подготовкой трудящихся было возложено на Главное управление Всеобуча, при котором и был учрежден Высший Совет физической культуры. Физическая культура и спорт являлись органической частью советской идеологии, общественной жизни и массовой культуры, комплексом мероприятий, направленных «на гармоничное развитие физических и духовных способностей людей, укрепления их здоровья, подготовку высокопроизводительного труда и защите Родины».

Эти положения, взятые из периода советской жизни людей, не утратили своей актуальности и необходимости сейчас. Мы снова пришли к пониманию того, что спорт и физическая культура должны стать неотъемлемым атрибутом жизни в России. Российские люди достойны иметь хорошие условия для занятия спортом, для воспитания новой смены наших Олимпийских чемпионов.

Целью настоящего исследования является раскрытие истории возникновения и развития Олимпийских игр; показ роли Олимпийских игр в международных отношениях; раскрытие влияния политики на мировой арене и в отдельно взятых странах на Олимпийские игры. Раскрытие истории возникновения Олимпийских игр особенно важно, чтобы понять, какими чувствами руководствовались люди, создавая Олимпийские Игры, что хотели показать и каких достижений добиться.

Что такое Олимпийские игры? В настоящее этот вопрос вызывает множество споров среди историков, аналитиков, политиков, журналистов. Классическое понятие, что такое Олимпийские игры дается во всех современных энциклопедиях. Игры Олимпиады - это крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности, которые проводятся каждые четыре года. Традиция, существовавшая в Древней Греции, в конце 19 века была возрождена французским общественным деятелем Пьера де Кубертеном. Олимпийские игры, известные также как Летние Олимпийские игры проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 года время проведения Зимних олимпийских игр сдвинуто на два года относительно проведения Летних игр.

В настоящее время олимпийская арена все чаще и чаще становится политической ареной, когда политические разногласия между странами или лидерами отдельных стран становятся на пути к честным соревнованиям между сильнейшими спортсменами нашей планеты. Для некоторых спортсменов Олимпийские игры превратились и в способ зарабатывания денег. Но, несмотря, на вышеотмеченные негативные моменты, Олимпийские игры служат средством сплочения людей, взрослых и юных, какой- бы национальности они не были, где бы они не жили, кем бы не работали. Интерес к Олимпийским играм снова возрождается в нашей стране и поэтому спорт становятся фактором, помогающим сплотить народы нашего большого «маленького» мира.

История возникновения Олимпийских игр

Возникновение Олимпийских игр относится к далекому прошлому. Проведенный литературный анализ показал, что на сегодняшний день существует множество самых разнообразных версий появления и создания Олимпийских игр, но все эти версии, чаще всего мифологического происхождения. Примером этому является миф , что сам Зевс в честь своей победы над своим отцом- Кроносом приказал проводить игры. Существует легенда….

Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, а именно почитаемое греками святилище - Олимпия, расположенное в западной части Пелопоннесского полуострова.

Олимпия - не обычный город, не похожий на любой другой. Он расположен на юго-западе Греции, в долине реки Алфей, которая впадает в Ионическое море. Северный берег Алфея представляет собой огромную долину, окаймленную поросшими лесом холмами, за которыми высятся горные вершины, покрытые снегом. Только во время Игр Олимпия принадлежала людям, в обычное же время это был город, посвященный богам. Здесь жили только священники, хранители захоронений и сокровищ.

Вокруг долины зеленел священный пояс - Альтис. В этой священной роще росли платаны, кипарисы, оливы. За рощей белели храмы Зевса, Геры, Деметры, храмы прекрасных и чистых линий, шедевры греческой архитектуры. Внутри находились прекрасные статуи, среди которых Гермес известного греческого скульптора Праксителя и двенадцатиметровый Зевс, сделанный из золота и слоновой кости крупнейшим скульптором древности Фидием. Блестящие коллекции щитов, амфор, ваз, драгоценных шлемов дополняли великолепие этих храмов. К северу от храма Зевса находился холм, окруженный стеной в виде пятиугольника. По преданию, этот холм был могилой Пелопса. Еще дальше на север, у подножия Кроносского холма, в храме Геры долгое время хранился медный диск с высеченным на нем текстом договора Ифита с Ликургом. Здесь же, в Альтисе, в северо-западной стороне располагался ряд строений, где хранились драгоценности - дары греческих государств и городов, дары отдельных граждан. Между всеми этими строениями Альтиса находилось около семидесяти алтарей, на которых приносили жертвы многочисленным богам, почитаемым в Древней Греции.

К северо-востоку от священной рощи находился стадион, лежавший в углублении метра на четыре ниже Альтиса. Он был соединен с Альтисом тридцатидвухметровым подземным ходом. Через этот ход участники состязаний в сопровождении судей после принесения жертвы богам выходили на стадион для соревнований. Стадион представлял собой полуовал, вытянутый с запада на восток, длиной около 215 метров и шириной около 30 метров. Он был окружен невысокой насыпью, за которой находились зрители. Для знатных гостей были выбиты скамьи, покрытые белым мрамором. Беговая дорожка была довольно широкой, по ней одновременно могли бежать восемь атлетов.

К числу сооружений Олимпии, имевших тесную связь с праздником и с происходившими во время него спортивными выступлениями, принадлежала также гимназия, расположенная северо-западнее священной рощи. Гимназия представляла собой обширный двор, окруженный колоннадой, на котором были устроены беговые дорожки, места для метаний, для борьбы и так далее. Гимназия предназначалась для тренировок. На гимназическом дворе были проложены аллеи с тенистыми деревьями, где атлеты отдыхали после упражнений. Между деревьями тут и там стояли высеченные из мрамора статуи наиболее знаменитых олимпиоников. В центре гимназического двора находилось каменное здание - палестра,- предназначавшееся для различных упражнений. Здесь имелись комнаты для игры в мяч, для упражнений с мешками (эти упражнения были основными в тренировке кулачных бойцов). Здесь же были устроены бани. В специальной комнате можно было смазать тело маслом, а в другой был сложен привозимый из Египта мелкий нильский песок для обсы-пания тела. Атлеты перед упражнениями смазывали тело маслом и затем посыпали его песком. За пределами гимназии, почти примыкая к ней, находилась первая "олимпийская деревня" - помещение для жилья атлетов, прибывающих на состязания.

У подножия горы Кронос, в долине реки Алфей, до сих пор зажигается олимпийских огонь современных Игр. Сегодня историки утверждают, что по неоспоримым приметам первые достоверно известные Олимпийские игры состоялись в 776 году до нашей эры. Этот год принято считать начальной датой. Победителем тех Игр называют атлета из города-полиса Элиды - Короибоса. С этого имени начинается история олимпийского движения.

Однако следует отметить, что по сведениям других исследователей Олимпийские игры 776 года до нашей эры были уже двадцать седьмыми по счету.

Историки отмечают, что возникновение и проведение Олимпийских игр в то время стало событием общенациональным, объединившим всю Грецию, в то время как до и после них Греция являла собой множество разрозненных, враждующих между собой государств. Игры проводились регулярно каждые четыре года "между жатвой и сбором винограда". Олимпийцами могли стать только греки по происхождению, причем только свободные люди и только мужчины. С приближением Олимпиады из Элиды во все концы Греции разъезжались гонцы, которые объявляли "священное перемирие". Эти гонцы своею властью останавливали войны. Повсюду их встречали с триумфом. И не только в самой Греции, но и везде, где обосновались греки,- в Крыму, в Египте, в Испании. Здесь стоит упомянуть, что в то время не все греки могли принимать участие в Играх. Чтобы участвовать, нужно было: "не быть ни рабом, ни варваром, не совершать ни преступления, ни богохульства, ни святотатства". Варварами считались иностранцы, то есть лица, не являющиеся гражданами греческих государств. Но все ли свободнорожденные греки имели возможность участвовать в олимпийских состязаниях? Закон запрещал выступать на Играх только рабам и варварам, оставляя место только свободнорожденным грекам. Но свободнорожденные греки были неоднородны по своему социальному и имущественному положению. Наряду с рабовладельческой аристократией существовали многочисленные мелкие землевладельцы и ремесленники. Закон не запрещал им участвовать в Играх, но целый ряд требований, предъявляемых к участникам, фактически не давал им возможности выступать в состязаниях. По олимпийским правилам все атлеты должны были записываться у судей за год до открытия состязаний и перед началом Игр представить доказательства того, что они в течение не менее десяти последних месяцев перед Играми готовились к состязаниям, ежедневно упражняясь. Исключение составляли лишь победители предыдущих Олимпиад. Кроме того, каждый участник должен был за месяц до начала Игр прибыть в Олимпию и в течение месяца проходить испытания в гимназии, причем все расходы оплачивал сам участник. Объявление об Олимпийских играх вызывало неслыханную лихорадку среди всех греков. Люди набивались в лодки, собирались в огромные толпы и шли пешком, повсюду можно было увидеть вереницы мужчин и подростков, направляющихся в Олимпию. Исключение составляли замужние женщины, которым под страхом смерти запрещалось присутствовать на Играх. В своей книге "Описание Эллады" Павсаний пишет, что вблизи Олимпии, на берегу Алфея, высилась огромная скала, на которую должны были приводить женщин, пытавшихся проникнуть на священные Игры, и сбрасывать их оттуда. Павсаний, правда, при этом добавляет, что был один только случай, когда на празднике обнаружили женщину.

То была легендарная Каллипатера, или, как ее многие называют, Ференика. Легенда о ней довольно любопытна. Рассказывают, что эта женщина из известного семейства Диагоридов с острова Родос, давшего много олимпийских чемпионов, сама обучала сына своего Посейдора кулачному бою, готовя его к соревнованиям. Прибыв в Олимпию и не сомневаясь в том, что сын победит, Каллипатера хотела во что бы то ни стало быть свидетельницей его триумфа. Она надела мужское платье и проникла на стадион, смешавшись с группой педотрибов - тренеров. Когда ее сын Посейдор одного за другим победил пятерых соперников и стал олимпиоником, счастливая мать не выдержала: забыв обо всем, она перепрыгнула через барьер, бросилась к сыну, обняла его... но в стремительном беге мужской наряд слетел с нее. По закону Каллипатеру должны были сбросить со скалы, но судьи не нашли в себе сил сделать это. И ее помиловали, так как эта женщина была дочерью чемпиона, сестрой чемпионов и, наконец, матерью чемпиона. Но дабы впредь не допускать повторения подобных случаев, было постановлено, чтобы педотрибы, находящиеся в непосредственной близости от участников состязаний, присутствовали на Играх обнаженными.

Бесконечные людские караваны, направляющиеся в Олимпию, беззаботно пересекали вражеские границы, твердо зная, что ничего с ними не случится. Этот феномен кажется совершенно исключительным, ведь в то время войны практически не прекращались. На протяжении двенадцати веков это священное перемирие было нарушено только один раз аркадийцами, которые во время 103-й Олимпиады в 368 году до н. э. захватили Олимпию. Гнев греков был настолько силен, что аркадийцы были наказаны и надолго лишены права участвовать в Олимпийских играх.

По дороге в Олимпию старики объясняли молодым эволюцию спортивных состязаний. В самом начале Игры состояли только из бега на один стадий - стадиодром. В 724 году до н. э. к нему добавился двойной бег - диаул - на дистанцию 384,54 метра. Затем, в 720 году до н. э., длинный бег - долиходром,- или бег на 24 стадия. В 708 году до н. э., на 18-й Олимпиаде, появилось пятиборье, состоящее из простого бега, прыжков в длину, метания диска и копья, борьбы. На той же Олимпиаде впервые были проведены соревнования по борьбе. Еще через пять Олимпиад, в 688 году до н. э., программа обогатилась кулачным боем, через две Олимпиады - состязанием колесниц и, наконец, на 33-й Олимпиаде, в 648 году до н. э., появляется самый трудный и, несомненно, самый жестокий вид соревнований - панкратион, соединяющий в себе приемы кулачного боя и борьбы. В панкратионе позволялось все: любой удар, захват, пинки ногами, болевые приемы и даже... укусы. Позже в программу Игр были включены бег в вооружении, бег трубачей и герольдов, состязания колесниц, запряженных мулами, соревнования для детей по борьбе, скачкам, пятиборью, а в 200 году до н. э., на 145-й Олимпиаде, появляется даже панкратион детей.

Перед Играми вокруг Олимпии строился палаточный городок для зрителей. Обычно в этом городке царило оживление. Было полно торговцев, устраивавших здесь свои дела. Тут и там сновали организаторы различных пари - букмекеры тех времен, действовавшие неофициально, но очень активно.

Наконец великий день наступал: олимпийские празднества начинались с восходом полной луны. Накануне зрители могли восхищаться мраморными статуями предыдущих победителей, которые были поставлены между стадионом и рекой Алфей на средства тех городов, откуда родом были новые "полубоги":

  • первый олимпионик Корэб из Элиды;
  • "сильнейший среди сильных" Милон из Кротона;
  • Политес из Корины, одержавший на 212-й Олимпиаде три победы во всех трех видах бега в течение одного дня;
  • Ласфен из Тебеи, который бежал 30 километров, соревнуясь с лошадью;
  • Никкола из Акрии, который на двух Олимпиадах одержал пять побед в беге, и множество других славных атлетов.

Юношам обязательно показывали несколько десятков почти одинаковых статуй Зевса, возвышавшихся возле холма Крона. Каждая из этих статуй была сооружена на деньги со штрафов, накладывавшихся на тех участников Игр, которые жульничали, пытались подкупать противников, наносили во время соревнований увечья сопернику,- в общем, совершали различные неэтичные поступки.

Нарушения правил, зафиксированные в исторических памятниках, были весьма разнообразны. Например, на 71-й Олимпиаде, в 496 году до н. э., элланодики (судьи) не признавали атлета Клеомеда победителем в кулачном бою, потому что он во время состязания случайно убил своего противника. На 75-й Олимпиаде, в 480 году до н. э., был оштрафован знаменитый атлет Теаган за то, что он отказался от участия в панкратионе, сказав, что утомился во время кулачного боя, а по правилам все виды состязаний, входившие в программу Игр, тогда являлись обязательными для каждого участника.

На 90-й Олимпиаде, в 420 году до н. э., не была признана победа возницы Лихаса, так как он незаконно принял участие в Играх: Лихас был спартанцем, а Спарта в этой Олимпиаде не участвовала, и Лихас выступал со своей колесницей от имени другого города. После 98-й Олимпиады были установлены сразу четыре статуи Зевса: кулачный боец Эвпол дал взятку своим троим соперникам. Наказаны были все четверо, и не только солидным денежным штрафом, но и всеобщим презрением. Недаром одна из надписей на этих статуях гласила: "Победа в Олимпии добывается не деньгами, а быстротой ног и крепостью тела".

Олимпийский праздник начинался с торжественной процессии, направляющейся к золотой статуе Зевса. Возглавляли процессию элланодики в пурпурных облачениях, за ними шли атлеты и именитые граждане. В жертву Зевсу приносилась пара огромных быков, и на этих двух тушах судьи и участники давали торжественную клятву быть достойными возможного награждения оливковым венком, сделанным из ветвей священного дерева. Совершив обряд жертвоприношения Зевсу, процессия направлялась к храмам других богов, где тоже выполняла различные церемонии. Вечером после жеребьевки устраивался великолепный праздник искусств. В то время, когда праздник был в разгаре, атлеты старались заснуть с полуголодными желудками, съев только по куску сыра и запив его холодной водой. Атлеты шли на эти лишения с легким сердцем, так как в случае победы вознаграждение было огромным. Прежде всего местность, откуда родом победитель, отныне поступала под покровительство богов, затем сам олимпионик становился как бы полубогом. По возвращении домой ему устраивался сказочный прием, и до конца дней ему оказывались многочисленные знаки внимания, а после смерти чемпиона приписывали к сонму "малых богов". Все это не так уж мало!

Итак, великий день наступал. От 40 до 60 тысяч зрителей занимают свои места на насыпи вокруг стадиона. Трубы приветствуют приближение элланодиков и почетных гостей. Атлеты ждут в углу арены и по очереди выходят на середину, чтобы представиться, когда глашатай выкликнет их имя. Глашатай громко объявляет имя и родину каждого и трижды спрашивает: "Все ли вы, счастливые гости Олимпии, согласны с тем, что этот атлет является свободным и достойным гражданином?" Затем начинались состязания. В первый день проходили состязания по всем видам бега, во второй - пятиборье, а в третий-борьба, кулачный бой и панкратион. Четвертый день полностью отдавался в распоряжение детей. Дистанции бега для детей были в два раза меньше, чем у взрослых. В пятый день проводились соревнования среди колесниц, запряженных четверкой лошадей, скачки лошадей по кругу на 1538 метров и на 14 километров. Заканчивался олимпийский праздник серией грандиозных банкетов, которые по очереди устраивались каждым государством.

Из всех дней публика больше всего ожидала третьего, когда соревновались самые сильные. Начинались соревнования наименее грубым видом борьбы. Здесь удары головой не наказывались, но удары кулаками были запрещены категорически. Площадка довольно сильно поливалась водой, а тела свои борцы натирали маслом. Так что в этом виде борьбы надо было обладать скорее ловкостью, нежели силой, чтобы для победы три раза повалить противника на землю.

В кулачном бою для победы требовалось гораздо больше силы, что очень ценилось зрителями. Здесь существовало лишь одно правило: тот, кто убьет своего соперника, будет подвергнут самому суровому наказанию. Руки бойцов обматывались мягкими, эластичными ремешками из бычьей кожи, ими прикрывались все пальцы, кроме большого. Затем ремень туго закручивали вокруг кисти. Это не только предохраняло пальцы рук от травм, но и увеличивало мощь удара. Бить разрешалось только в голову или в лицо, поэтому часто бойцы выступали в кожаных или даже в металлических шлемах. Бывало, что первый же удар приносил победу, поэтому соперники осторожничали, выжидали, долго маневрировали по площадке. И только улучив момент, наносили противнику сокрушительный удар.

Больше всего греки любили тех, кто побеждал не грубой силой, а искусством. Очень популярным в I веке н. э. был Меланком из Карий, который славился своей блестящей защитой. Держа руки вытянутыми вперед, он умело удерживал противника на дистанции, не позволяя тому наносить удары. Меланком мог так продержаться час, два, три и гораздо больше - до тех пор, пока его соперник окончательно не выбивался из сил. За всю свою спортивную карьеру он не изувечил ни одного из своих партнеров, так и оставшись непобежденным.

Третье соревнование дня - панкратион. Соревнование начиналось кулачным боем. В панкратионе бойцы выступали с голыми руками, без ремней. Противники, заняв удобные позиции и стоя твердо на расставленных ногах, с туловищем, наклоненным вперед, и отклоненной назад и влево головой, начинали наносить друг другу удары рукой. Иногда один из противников ограничивался самозащитой, отражая удары соперника, и, когда видел, что противник начинает утомляться, переходил в наступление. Когда один из соперников падал на землю, состязание продолжалось в виде борьбы.

Самым заметным в этом виде спорта был великий Милон из Кротона. Красавец громадного роста, с прекрасно развитой мускулатурой, он вызывал бешеное поклонение зрителей и хроникеров своего времени. Рассказывают, что вечером того дня, когда он одержал свою шестую олимпийскую победу (с 57-й по 63-ю Олимпиаду), Милон взвалил на плечи быка, огромного быка, которого только что закололи в его честь, и сделал с ним круг по стадиону, а вечером во время празднества он съел его всего целиком.

Не только состязания на стадионе имели большой успех у зрителей. Не меньшим успехом пользовались и соревнования на ипподроме. С 680 года до н. э., когда состоялись первые состязания в конном спорте, программа этого вида все время пополнялась. Сначала были состязания на двухколесных колесницах, запряженных четверкой лошадей, затем - на колесницах, запряженных двумя лошадьми, потом появились скачки на лошадях и даже соревнования повозок, запряженных мулами. Ипподром Олимпии был великолепен: 720 метров в длину, 320 метров в ширину. В самом начале владельцы лошадей были одновременно и тренерами и участниками. Но соревнования эти были очень опасными, так как участники не останавливались перед самыми грубыми средствами, лишь бы перевернуть колесницу соперника, не дать ему прийти к финишу первым. Несчастные и даже смертельные случаи были на этих соревнованиях нередки. Очень скоро богатые владельцы конюшен решили завоевывать победу, не подвергаясь риску. Они стали отправлять на соревнования рабов под своим именем. В случае победы раб получал от своего хозяина значительную сумму денег и мог быть даже отпущен на свободу и стать свободным гражданином. Можно себе представить, что конкуренты не щадили себя, добывая победу своим хозяевам. Обычай этот распространялся довольно быстро. И очень скоро в этих соревнованиях стали принимать участие только "профессионалы". Известны даже случаи, когда владелец лошадей вообще не приезжал на Игры. Так поступали, например, могущественные правители, обремененные государственными делами. Некоторые государи содержали роскошные конюшни, например римские императоры Тиберий и Нерон, имена которых фигурируют в списках олимпийских победителей.

Как получилось, что в число олимпиоников попали римляне, ведь чужестранцам не разрешалось участвовать в Играх? В 146 году до н. э. Грецию завоевали римляне, и побежденные греки вопреки священной традиции вынуждены были позволить римлянам участвовать в Играх. Переполненный гордостью Нерон приказал построить в Олимпии сказочный дворец, а затем решил сам участвовать в состязаниях колесниц. В этих соревнованиях ожидали участия множества атлетов. Огромное количество колесниц принадлежало знатнейшим фамилиям, а участники были прекрасно подготовлены. Но когда стало известно, что император собственной персоной хочет участвовать в соревнованиях, все немедленно ретировались. Никто не осмелился помешать Нерону стать "чемпионом". Каждый отлично знал: попытайся он только противостоять Нерону, сразу появится риск потерять жизнь. Таким образом, Нерон в гордом одиночестве появился на дорожке ипподрома, стоя на своей колеснице, запряженной десятью лошадьми. На дистанции он дважды умудрился упасть, но, наконец, добрался до финиша. Он был немедленно увенчан лавровым венком, и никто не посмел даже улыбнуться. Римляне ввели в Олимпийские игры цирковые представления, те самые знаменитые кровавые игры римских арен, во время которых гладиаторы дрались насмерть. Публика с большим удовольствием реагировала на эти битвы между гладиаторами и дикими зверями: быками, тиграми, львами. Но это уже не было спортом, это было чисто коммерческое зрелище, приносящее большие доходы, но ничего общего не имевшее с олимпийскими идеалами греков.

Как показывает анализ литературных источников и материалов всемирной сети Интернет, посвященных данной проблеме, в преддверии этого великого праздника прекращались все распри и войны. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием. Нарушителя ждал суровый штраф - две мины серебром. Но страшнее разорительного штрафа, как считали греки, было проклятие, которое боги насылали на нарушителя олимпийского перемирия. Строгому наказанию подвергался и человек, оскорбивший путника, идущего на олимпийский праздник. Однако самым страшным наказанием считали отлучение от Игр на одну или две Олимпиады. Такую важную роль имели Игры в политической жизни страны - останавливали войны. Выступать на Играх было большой честью и ответственностью. Каждый атлет должен был десять месяцев готовиться дома и еще месяц тренироваться в Олимпии. За будущими олимпийцами внимательно и строго наблюдали элланодики - судьи и распорядители Игр. Они не только отвечали за подготовку атлетов, но и следили за тем, чтобы места соревнований были в надлежащем порядке. Элланодики награждали победителей и налагали штрафы на провинившихся.

Как свидетельствует история Олимпийских игр, сначала вся программа соревнований укладывалась в один день. Но постепенно, по мере того, как Игры становились все более важным делом в жизни Древней Греции, соревнования стали длиться пять дней. В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву. Соревнования проходили необыкновенно упорно, а главное - честно. Победители, олимпионики, награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире.

Кроме Короибоса до сегодняшних дней дошли имена еще нескольких великих чемпионов: ученика великого Пифагора - Милона, завоевавшего семь лавровых венков в соревнованиях по борьбе; семейство Диагора - он сам, его сыновья, а потом и внуки выступали на Олимпийских играх более восьмидесяти лет (они приняли участие в двадцати Играх) и завоевали девять лавровых венков; Леонидас - великий атлет двадцать раз побеждал в соревнованиях по бегу.

Греки видели в Играх Олимпиады не только чисто спортивные соревнования, - поэты здесь читали стихи, ораторы состязались в искусстве красноречия, а музыканты исполняли свои лучшие произведения. В середине второго века до нашей эры Грецию завоевал Рим .При римлянах Олимпийские игры стали многонациональными. Право соревноваться получили люди других национальностей - все, кто населял огромную Римскую империю, которая распростерлась от Северной Африки до Ближнего Востока и Западной Европы. На Играх стали появляться атлеты из Сирии, Александрии, Вавилона, жители будущих Франции и Германии. В списке олимпийских чемпионов стоит и имя Вараздата из города Артаксаты, древней столицы Армении.

В 394 году н. э. христианство, наконец, восторжествовало: Феодосий I, император Востока и Запада, провозгласил христианство официальной религией. Миланскому епископу Амбруазу, которого называли "христианской совестью" Феодосия, без труда удалось внушить императору, что Олимпийские игры по своему происхождению - из-за легенд, с ними связанных,- являются главным источником язычества и их надо уничтожить. Феодосии объявил Игры нечестивыми и запретил их.

Однако олимпийская идея и после запрета античных состязаний не исчезла насовсем. Например, в Англии в течение 17 века неоднократно проводились «олимпийские» соревнования и состязания. Позже похожие соревнования организовывались во Франции и Греции. В 1793 году с предложением возродить олимпизм выступил один из основоположников немецкой гимнастической школы Гутс-Мутс. Но он не нашел поддержки. Через 59 лет идея Олимпийских игр была вынесена на широкую публику в виде лекции под названием "Олимпия", прочитанной 10 января 1852 года другим немецким гимнастом - Эрнстом-Курциусом в Берлине. Первыми настоящими предшественниками современных Олимпийских игр являются «Олимпии», которые регулярно проводились в период 1859-1888 годов. Идея возрождения Олимпийских Игр в Греции принадлежала поэту Панайотису Суцосу. Более тысячи лет развалины Олимпии так и оставались нетронутыми. Только в 1824 году английский археолог лорд Станхоф приступил к первым серьезным раскопкам на берегах Алфея и нарисовал план Олимпии, какой она была в античные времена. А еще раньше, в 1707 году, монах-бенедиктинец француз Дон Бернар де Монфокон в своей книге "Палеография Греции" ратовал за раскопки олимпийского городка. По иронии судьбы человек церкви стал новым открывателем Олимпии - места, пятнадцать веков назад осужденного церковью.

В конце 19 века бурный рост экономических и культурных международных связей нашел свое отражение и в развитии спорта. Были созданы первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием спортсменов различных стран. С выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных состязаний, образования центра международного спортивного движения. В этих условиях французский общественный деятель Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить Олимпийские игры. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество "дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования" и будут способствовать культурному сотрудничеству народов.

23 июня 1894 года в Париже Кубертен прочитал лекцию "Олимпийский ренессанс". Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: "Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!". На этом Учредительном конгрессе двумя тысячами делегатов от двенадцати стран единогласно было принято решение о возрождении Олимпийских игр и учреждении Международного олимпийского комитета (МОК), высшего руководящего органа олимпийского движения. Первые члены МОК были и организаторами национальных олимпийских комитетов в своих странах.

Чтобы протянуть нить, связывающую две цивилизации - эллинскую и нашу, местом проведения I Олимпийских игр современности были выбраны Афины. Годом I Олимпиады был назван 1896-й год.

Игры открылись 06 апреля 1896 года. На новом стадионе собралось 245 (285) спортсменов из 14 стран, к сожалению спортсменов России не было среди участников. В программе Игр было 9 видов спорта, среди них - гимнастика, легкая атлетика, борьба, стрельба, фехтование, велосипедные гонки, легкая атлетика. Наибольшее количество медалей в первых Олимпийских Играх завоевали греческие спортсмены. Первым олимпийским победителем стал грек – Спиридон Луис, выигравший в марафонском беге.

Игры в Афинах прошли очень успешно, и греки предложили оставить навсегда за Грецией право быть страной, где должны проводиться Олимпийские Игры. Однако МОК и Пьер де Кубертен были иного мнения- Олимпийские Игры должны принадлежать всем людям, странам и континентам.

Первоначально при выборе олимпийской столицы члены МОК старались исходить из какой- то важной идеи- первые Олимпийские Игры прошли в Греции в честь возвращения славных традиций; вторые – в Париже в знак глубокого уважения к Пьеру де Кубертену, третьи – в США так как на предыдущих Олимпийских Играх американские спортсмены выступали стабильнее и успешнее других; четвертые игры прошли в Лондоне, потому, что Англия считалась родиной современного спорта и имела свои спортивные традиции. Число стран и спортсменов, принимавших участие в Олимпийских Играх, неуклонно росло, от Игр к Играм увеличивалось число видов спорта, входящих в программу и количество разыгрываемых медалей.

По моему мнению, главная заслуга Пьера де Кубертена была в том, что его идеи легли в основу олимпизма. Первая и главнейшая из них - спорт, культура, наука, искусство должны соединиться в прочный и прекрасный сплав, который и будет называться олимпийским движением. Но история показывает, что идея эта осуществилась не сразу. У нее были и противники, особенно когда спорт стал частью мировой политики, когда при помощи рекордов президенты и министры стали доказывать друг другу, чья страна лучше.

Времена меняются, однако история Олимпийский игр показывает, что проблемы взаимного влияния мировой политики и Олимпийских игр актуальны и по сей день.

В любом случае Олимпийские соревнования дали мощный толчок развитию спорта на земном шаре. В мире стала создаваться спортивная индустрия. В странах, где должны были пройти очередные Игры, начали серьезно заботиться о строительстве спортивных сооружений. Олимпийское движение становилось важной частью жизни мирового сообщества.

Таким образом, возникновение Олимпийских игр относится к далекому прошлому, они призваны объединять людей независимо от их возраста, расы или пола, поскольку спорт, культура, наука, искусство должны соединяться в олимпийском движении в прочный и прекрасный сплав. Без всякого сомнения, Олимпийские игры - самое крупное и наиболее значительное спортивное событие современной спортивной жизни.

Современное состояние игр

Принципы, правила и положения Олимпийских Игр определены Олимпийской Хартией, основы которой утверждены Международным спортивным конгрессом в Париже в 1894 году, принявшим по предложению французского педагога и общественного деятеля, как уже отмечалось раннее в работе, Пьера де Кубертена решение об организации Игр по образцу античных и о создании Международного олимпийского комитета.

Согласно хартии Игр Олимпиады «…объединяют спортсменов – любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам..» Игры проводятся в первый год олимпиады. Счет ведется с 1896 года, когда состоялись первые Олимпийские игры (1 Олимпиада -1896-99). Олимпиада получает свой номер и в тех случаях когда игры не проводятся (например восьмая – 1944-1947).

Олимпийское движение имеет свои эмблему и флаг, утвержденные МОК по предложению Кубертена в 1913 году. Эмблема- олимпийские кольца - пять скрепленных колец, символизирующих объединение пяти континентов в олимпийском движении, так называемые олимпийские кольца. Пять колец в верхнем ряду – голубой для Европы, черный - для Африки, красный – для Америки, в нижнем ряду желтый - для Азии, зеленый - для Австралии.

Девиз Олимпийских Игр – Citius Altius Fortius (быстрее, выше, сильнее). Флаг – белое полотнище с олимпийскими кольцами, с 1920 года поднимается на всех Играх.

Среди традиционных ритуалов Олимпийских Игр следует назвать:

  • зажжение олимпийского огня на церемонии открытия, который доставляется факельной эстафетой спортсменов из Олимпии в город – организатор Игр;
  • произнесение одним из выдающихся спортсменов страны, в котором происходит Олимпиада, олимпийской клятвы от имени всех участников Игр. Сегодня она звучит так: «Я клянусь, что прибывая на Олимпийские Игры, я буду соревноваться честно и согласно правилам, а своим участием – прославлять свою страну и спорт».
  • произнесение от имени судей клятвы в беспристрастном судействе;
  • вручение победителям и призерам соревнований медалей;
  • поднятие государственного флага и исполнение национального гимна в честь победителей .

После проведения первых Олимпийских Игр в Греции в 1896 году олимпийское движение развивалось и крепло. Олимпийские Игры проходили, как уже было отмечено ранее, в самых разных городах мира. Олимпийский цикл был нарушен только трижды – в 1916 году из-за Первой мировой войны, в 1940 и 1944 годах из—за Второй мировой войны.

В 1974 году на Венской сессии Международного олимпийского комитета было принято решение о проведении Олимпийских Игр в столице нашего государства – г. Москва. На последнем этапе голосования членам МОК предстояло сделать выбор между городами Лос-Анджелес и Москва, в итоге с соотношением голосов 20 против 39 победу одержала Москва. Впервые Олимпийские Игры должны были пройти в социалистической стране. В марте 1975 года был создан Оргкомитет «Олимпиада-80», которому Олимпийский комитет СССР передал права и функции по подготовке и проведению Олимпийских Игр. 79 сессия МОК (июнь 1977 года, Прага) утвердила программу-расписание соревнований Игр XXII Олимпиады в Москве.

Часть соревнований Олимпиады-80 проводилась в других городах Советского Союза, а именно парусные регаты стартовали в Таллине, предварительные игры футбольного турнира были сыгранны в Киеве, Ленинграде и Минске.

Символом олимпиады стал Олимпийский Мишка, талисманом соревнований яхтсменов в Таллине являлся морской котик Вигри.

В 1975-80 годах в рамках подготовки к проведению Олимпийских Игр в соответствии с генеральным планом развития Москвы (а так же Таллина, Ленинграда и Минска), были построены и реконструированы порядка 20-ти спортивных и других сооружений для проведения олимпиады. Среди них можно выделить Спортивный комплекс Олимпийский, Стадион Лужники, аэропорт Шереметьево-2, Стадион имени Кирова в Ленинграде. Для пропаганды Олимпийских игр и олимпийского движения в целом на территории СССР и получения дополнительных средств на организацию соревнований, оргкомитетом была разработана программа проведения олимпийских лотерей, выпуска спортивной литературы, серии спортивных марок, значков, плакатов и сувениров.

Соревнования проводились по 21 олимпийскому виду спорта, среди них: Стрельба из лука, Легкая атлетика, Баскетбол, Бокс, Гребля на байдарках и каноэ, Велоспорт, Прыжки в воду, Конный спорт, Фехтование, Футбол, Спортивная гимнастика.

Похожие статьи

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)