Кирил Пархоменко

Спортивный портал sport.hintfox.com не является частью мирового бренда SportRadar, который доступен по ссылке https://www.sportradar.com/

Психологическая подготовка хоккеистов

Автор: Богдашевич Андрей

2013-01-04

Хоккей – это вид спорта, требующий умения выполнять сложные движения и приемы в условиях взрывных скоростей интенсивного физического контакта. Эта игра требует серьезной психологической подготовки и недюжинной силы при агрессивном столкновении с соперником. Хоккеисту необходимо эффективно двигаться, сохранять ловкость на высокой скорости и быть способным на взрывное усилие. Катание на коньках само по себе не является естественным способом передвижения для человека. Прибавить к этому еще и действия с клюшкой, контроль за шайбой, реакцию на постоянные изменения ситуации, силовую борьбу, смену состава через каждые 45 секунд, сопровождающуюся уходом с площадки на скамейку и расслаблением, да плюс к тому постоянные старты и остановки, смены направлений движения – и можно понять, насколько уникальна игра в хоккей.

Чтобы играть в эту игру, предъявляющую очень жесткие требования к спортсменам, необходима специальная и весьма разнообразная подготовка. Особо важное значение имеет при этом психологическая устойчивость, сила воли. Хоккей- это командная игра, поэтому здесь важна сплочённость и согласованность. Даже при хорошей психологической подготовке отдельных игроков, игру не выиграть, если нет командного духа.

В хоккее важно уделять внимание одновременно и психологической подготовке отдельных игроков и психологической подготовке команды в целом. Особенности хоккея требуют специальной психологической подготовки, причем такая работа должна быть проведена и с отдельными игроками, и с командой в целом.

Психологическая подготовка хоккеистов

Один из самых авторитетных североамериканских специалистов в области подготовки профессиональных хоккеистов, тренер команды НХЛ «Ванкувер Кэнакс» Питер В. Твист пишет: «В командных видах спорта легко уйти от индивидуальной работы со спортсменами. Это особенно справедливо в отношении такого многомерного вида спорта, каковым является хоккей с шайбой. Здесь тренеры расходуют массу времени на моделирование командных ситуаций и на подготовку к играм с определенными соперниками, а также на отработку таких вещей, как система силовой борьбы, три – на - два и т. д. Но чтобы хоккеисты могли до конца раскрыть свои индивидуальные возможности, они должны развиваться и совершенствоваться именно как индивидуальности. Это необходимость в равной мере довлеет и над игроками, и над тренерами. Многие вещи находятся вне контроля со стороны игроков: оценка тренера, например, или некоторые умения и способности, которые кому-то как будто присущи от природы, а кому то нет. Однако пять факторов всегда бывают подконтрольны игрокам: деловая этика, ментальная (психологическая) подготовка, позиционирование, выбор диеты и формирование физических кондиций. Лучшие хоккеисты понимают, что такой контроль подвластен им и осуществляют его. Поступая таким образом, они порой далеко обгоняют по качеству игры тех, кто более «одарен от природы», но менее трудолюбив и не проявляет упорства в самосовершенствовании» [ Твист, с. 13]. Мы видим, что психологическая подготовка занимает такое же значимое место, как и тренировка физических качеств.

Отечественный специалист по психологии спорта Семин Д. К. включает в комплексную методику психологической подготовки игроков следующие приемы:

  • беседы с игроками;
  • внушенный отдых;
  • аутотренинг;
  • самовнушение, самоубеждение, самоприказ.

Психолого-педагогические воздействия воспитывающего характера могут включать в себя следующие компоненты:

  • оптимизация процесса формирования спортивной мотивации
  • формирование у спортсмена уверенности в своих возможностях

Приемы психической регуляции автор рекомендует применять для создания у игро¬ков состояния психической готовности. При подготовке к играм в условиях спортивного лагеря предлагается(вечером, перед сном) следующий вариант формул самовнушения, который должен повторяться игрокам по 3–4 раза (по кругу):

  • «Я полностью контролирую своё поведение»
  • «Я вижу трудности на своём пути и это – возможность моего твор¬ческого роста»
  • «Я контролирую свои мысли и эмоции»
  • «Я с каждым днём чувствую себя лучше и лучше, более и более уве¬ренным, полный контроль!»
  • «Я в состоянии достичь своей цели, я достигну своей цели»
  • «Моё сильное тело и мозг – едины»
  • «Я представляю себя счастливым, здоровым и успешным»
  • «Я буду таким, как себя представляю»
  • «Спокойная уверенность»
  • «Я спокоен и уверен в себе»

Помимо этого, могут применяться следующие словесные средства психи¬ческой регуляции:

  • «Формирование внутренних опор» основано на создании у спортсмена уверенности в своих возможностях, уверенности в его способности к принятию правильного решения и его последовательной реализации.
  • «Снятие запрета на ошибку». Спортсменам перед игрой с относительно несильным соперником рекомендовалось намеренно рисковать, чтобы пода¬вить его волю к сопротивлению.
  • «Деактуализация соперника». Указывалось на преимущество данного спортсмена перед соперником в тактической подготовленности и в способности не только принять правильные решения, но и последовательно реализовать его, чего соперник не может сделать столь же эффективно.
  • «Десенсибилизация». Это довольно рискованное психолого-педагогическое средство. Спортсмену предлагается вспомнить случаи, когда его план игры натолкнулся на более эффективный план соперника, вспомнить, какое неблагоприятное состояние при этом возникает. Затем этот опыт прорабатывается с помощью специальных психологических приемов. Метод десенсибилизации лучше проводить с участием профессионального психолога.

Ряд приемов психологической подготовки для тех, кто изучает боевые искусства включает в себя три блока процедур, которые могут составлять комплекс психологического тренинга для любого вида единоборств. Как показали результаты встреч с профессиональными тренерами и психологами работающими со спортсменами, эти же методы могут быть очень эффективны и в хоккее.

Первый этап – это достижение состояния релаксации. Релаксации можно обучиться с помощью метода нервно-мышечного расслабления или аутогенного расслабления. После достижения релаксации спортсмен может перейти к этапу «самопрограммирования».

Текст формулы самопрограммирования записывается на магнитофон и может быть выражен такими установками:

  • Я всегда готов к игре!
  • Я чувствую бодрость и уверенность!

Далее необходимо «пропитать» себя образом идеального игрока, избранным в качестве объекта для подражания (это может быть даже выдуманный образ!). Необходимо сосредоточение всех мыслей на этом объекте, мысленное слияние с ним. Строго обязательно устранить все факторы, отвлекающие внимание.

На следующем этапе необходимо мысленно «прокручивать» сцены игры в облике того, кем стал спортсмен. При этом важно обращать внимание на три аспекта: что он видит; что слышит и что чувствует. Повторяя сеанс за сеансом эти представления, все больше и больше спортсмен будет верить, что так все и будет происходить. А в результате этой установки сознание в экстремальной ситуации на самом деле станете действовать должным образом. Если достигнут хороший результат – удалось получить реально ощущаемый образ идеального игрока – мастера, необходимо создать «пусковой механизм» вхождения в это состояние. Для этого на пике переживаний, вызванных полетом воображения, необходимо сделать какой – либо жест (например, немного сжать пальцами правой руки большой или указательный палец левой руки). В дальнейшем будет достаточно выполнить этот жест, чтобы вызвать желаемое состояние. У профессиональных хоккеистов этот жест часто связан с «фирменными движениями».

Чтобы получить стабильный результат от психологического тренинга, необходимы постоянные, систематические занятия. Описанная методика основана на использовании феноменов идеомоторной тренировки. Научными исследованиями доказано, что идеомоторный метод при правильной организации в любом виде спорта может существенно повысить «мышечную выносливость, спортивную работоспособность и способствовать сохранению техники сложных упражнений после перерыва в тренировках. И здесь мы в очередной раз убеждаемся в том, что методики специального психотренинга имеют высокую актуальность для хоккея.

Чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, «чище» выполняемое движение. Образ движения должен быть обязательно связан с мышечно-суставным чувством человека. Мысленная тренировка должна сопровождаться вызовом реальных микродвижений в мышцах. Необходимо не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шепотом. Слова заметно усиливают эффект мысленного представления. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других – непосредственно перед ним. Начиная разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе. Это позволит точнее представить все тонкости изучаемого движения и вовремя отсеять возможные ошибки. При овладении новым техническим элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента (это связано с проводимостью импульсов от мышц и суставов в головной мозг).

Во время идеомоторного «промысливания» движения оно иногда осуществляется настолько сильно, что человек начинает невольно двигаться. В таких случаях говорят, что человека как бы «ведет». Это хороший знак, который говорит о том, что налажена связь между двумя психическими структурами – программирующей и исполняющей.

При организации психологической подготовки хоккеистов важно учитывать их индивидуальные психологические особенности. Например, очень важную роль играет темперамент игрока. Подробно типы темперамента и особенности их проявления в хоккее рассмотрены в нашей презентации.

Похожие статьи

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)