Кирил Пархоменко

Спортивный портал sport.hintfox.com не является частью мирового бренда SportRadar, который доступен по ссылке https://www.sportradar.com/

Футбол - тактика игры

Автор: Игорь Праведный

2012-11-14

Тактика игры

В процессе игры команды атакуют, переходят от атаки к обороне, обороняются, переходят от обороны к атаке. При этом используются индивидуальные, групповые и командные тактические действия.

Индивидуальные действия

К индивидуальным тактическим действиям относятся действия игрока без мяча (маневр) и с мячом (ведение, обводка противника, передачи мяча, удары по воротам и др.).

Индивидуальные тактические действия футболистов без мяча в атаке направлены на создание благоприятных условий для развития и завершения атаки. Успешность участия футболиста в атаке во многом зависит от того, как быстро он оказывается в позиции, удобной для приема мяча, развития и завершения атаки. Передвижения атакующих игроков должны быть неожиданными для соперников, быстрыми, согласованными, своевременными.

Индивидуальные тактические действия футболистов с мячом в атаке направлены на завершение атаки. Это достигается путем удерживания мяча, передачи мяча партнеру для завершающего удара по воротам, обводки соперника, передачи или удара по воротам.

Индивидуальные тактические действия при переходе от атаки к обороне включают: а) немедленную борьбу за мяч; б) быстрый отход к своим воротам, выбор позиции, позволяющей сковывать действия подопечных игроков, своевременно подстраховывать партнеров, перехватывать мячи.

Индивидуальные тактические действия в обороне направлены на обеспечение безопасности ворот посредством сковывания действий подопечного игрока, подстраховки партнеров, вратаря и перехватов мяча.

Индивидуальные тактические действия без мяча при переходе от обороны к атаке направлены на организацию и развитие атаки. Это достигается выбором перспективной позиции для получения мяча, а также истинным или отвлекающим маневром в зону партнера, владеющего мячом с целью получения мяча, создания благоприятных условий для развития атаки.

Методика обучения

Демонстрация простейших индивидуальных тактических действий с помощью более опытных футболистов, использование кинофильмов, плакатов с соответствующими комментариями, уточняющими целесообразность тех или иных действий футболистов, позволяет создать ясное представление о средствах тактики, способах решения тех или иных задач с помощью передач, финтов, ударов и т. д.

Упражнения

1. Ведение мяча с остановками, изменением направления, скорости, простейшими отвлекающими движениями.

2. Игрок с мячом двигается по коридору шириной 5—8 м, его встречают поочередно соперники. Одни из них отступают, другие немедленно вступают в борьбу за мяч. Задача владеющего мячом — в каждом случае выбрать наилучший способ борьбы с противником.

3. В коридоре шириной 10—15 м двигаются два соперника, в 15—20 м от них — партнер одного из них (владеет мячом). Задача одного из двух — неожиданным рывком «открыться» для получения мяча, задача второго — препятствовать этому. Как только первый освобождается от опеки, ему посылается мяч.

Групповые действия

К групповым тактическим действиям относятся действия футболистов без мяча и с мячом.

Групповые тактические действия без мяча в атаке включают:

  • перегруппировку сил для освобождения одной из зон перед воротами и последующего прохода в нее игрока для завершающего удара;
  • коллективный маневр для создания численного преимущества в одной из зон перед воротами и завершения атаки;
  • отвлекающий маневр при пробитии свободных, штрафных и угловых ударов;
  • маневр для осуществления тактических комбинаций и завершения атаки.

Групповые тактические действия с мячом в атаке включают:

  • тактические комбинации с участием двух и более футболистов с ударом по воротам или откидкой мяча для завершения атаки;
  • заранее разученные тактические комбинации при пробитии свободного, штрафного, углового ударов с завершением атаки ударом по воротам.

Групповые тактические действия при переходе от атаки к обороне включают:

  • сковывание действий ближайших к мячу соперников с целью отбора мяча или затруднения развития атаки;
  • быстрый отход назад с целью перегруппировки сил для использования одной из систем защиты;
  • сковывание действий соперника, владеющего мячом, с одновременным перекрыванием партнерами наиболее опасных направлений возможных передач мяча соперникам.

Групповые тактические действия в обороне включают:

  • создание искусственного положения вне игры;
  • смещение игроков противоположного фланга (при атаке слева-вправо и наоборот);
  • смещение крайних защитников к штрафной площади при атаке по центру поля;
  • диагональную подстраховку партнеров при атаке с фланга, взаимостраховку ближайших партнеров, вступающих вборьбу за мяч;
  • выбор позиции, позволяющей воспрепятствовать удару по воротам в случаях откидок мяча соперникам;
  • организацию «стенки».

Групповые тактические действия без мяча при переходе от обороны к атаке включают:

  • маневр — освобождение от соперников в свободную зону для получения мяча;
  • отвлекающий маневр с целью освобождения какой-то зоны для развития из нее атаки;
  • в случае быстрого отхода соперников к своим воротам — накапливание сил в середине поля для получения мяча и развития атаки.

Групповые тактические действия с мячом при переходе от обороны к атаке включают:

  • быстрый перевод-передачу мяча на сторону соперников освободившимся от опеки партнерам;
  • в случае быстрого отхода соперников к своим воротам оправдано удерживание мяча и накапливание сил для развития и завершения атаки с активной помощью защитников.

Методика обучения

При обучении навыкам групповых действий широко используются упражнения во взаимодействии двух и более игроков (передачи мяча в движении без смены и со сменой мест). В игровых упражнениях формируются навыки выбора позиции для перехватов мяча, подстраховки партнеров и осуществления комбинаций. Совершенствование навыков групповых тактических действий проводится, как правило, в условиях, приближенных к игровым. При этом усложняются условия взаимодействия футболистов путем:

  • специальных заданий отдельным звеньям по применению наигранных комбинаций;
  • ограничения количества касаний мяча, передвижений с мячом;
  • ограничения или расширения площадки при проведении игровых упражнений и игр;
  • проведения игровых упражнений и игр в сложных метеорологических условиях;
  • игрового упражнения или игры против команды, имеющей меньшее (большее) количество игроков, и т. п.

Упражнения

1. Два (три) партнера двигаются в одном направлении на расстоянии 15—30 м и передают мяч друг другу. Сначала передачи осуществляются после 3—5 шагов с мячом, затем по мере освоения упражнения после 2—3 шагов, одно касание.

2. Три футболиста двигаются в одном направлении на расстоянии 15—20 м друг от друга и передают мяч. При этом футболист, осуществивший передачу, двигается на место принявшего мяч. Упражнение заканчивается ударом по воротам.

3. Два партнера двигаются в одном направлении, один из них владеет мячом. Как только второй делает ускорение, владеющий мячом немедленно посылает ему мяч.

4. Три партнера двигаются в одном направлении, один из них владеет мячом. Впереди них, лицом к ним, двигается соперник (отступает). Как только один из партнеров делает ускорение за спину соперника, ему немедленно посылается мяч.

Командные действия

Командные тактические действия осуществляются в рамках той или иной тактической системы игры. Система игры в футболе — целое, звенья (футболисты, линии) которого, располагаясь и функционируя определенным образом, решают заранее поставленные и возникающие в процессе игры задачи.

Под влиянием различных факторов, с улучшением системы тренировки футболистов на смену одних тактических систем приходили новые — более совершенные.

В современном футболе чаще других применяются системы 1 + +4+3+3, 1+4+4+2. В зависимости от класса игры, подготовлен¬ности соперника, значимости матча, счета в нем, метеорологических и других условий в отдельных играх применяются системы 1+4+2+4, 1+1+4+3+2 и даже 1+3+4+3. Нередко в ходе состязания, пытаясь добиться успеха или удержать счет в игре, команды переходят от одной системы нападения или обороны к другой.

Командные тактические действия в атаке. Любая атака связана с сопротивлением противника. Оно возрастает по мере приближения атакующих к воротам. Атака считается завершенной, если произведен удар по воротам. Основные принципы атакующих действий таковы:

  • вести атаку в высоком темпе;
  • атаковать широким фронтом;
  • атаковать, маневрируя, меняясь местами;
  • всю игру вести низом;
  • играть адресованно;
  • атаковать всей командой;
  • усиливать темп атаки;
  • использовать все возможности для обстрела ворот противника;
  • шире использовать адресованные и прострельные передачи, а также скоростную обводку;
  • атаковать ворота после удара;
  • шире использовать наступательные комбинации в стандартных положениях.

В ходе атакующих действий нападающим приходится преодолевать различные системы обороны: зонную, персональную, смешанную.

При преодолении зонной системы обороны целесообразно:

  • создать численное превосходство над соперниками в какой-то зоне у ворот за счет коллективного маневра футболистов, подключения в атаку защитников, полузащитников;
  • обыграть с помощью финта одного из соперников в зоне перед воротами и завершить действие ударом или, разыграв простейшую комбинацию, завершить атаку ударом по воротам.

При преодолении сопротивления команды, применяющей персональную систему обороны, целесообразны следующие действия:

  • групповой маневр напада¬ющих по фронту и в глубину поля без мяча с целью освобождения какой-то зоны и неожиданного появления в ней одного из нападающих для завершения атаки;
  • обыгрывание нападающим опекуна н удар по воротам;
  • создание численного преимущества в зоне перед воротами, применение одной из комбинаций и завершение атаки ударом по воротам.

Условия успешной борьбы с командами, применяющими смешанную систему обороны, таковы:

  • групповой маневр;
  • применение наигранных комбинаций;
  • обыгрывание соперника с помощью финта с целью избавления от опеки, создание численного преимущества в зоне перед воротами и реализация его.

Командные тактические действия при переходе от атаки к обороне. Команда, уступившая мяч соперникам, становится обороняющейся. В зависимости от того, где потерян мяч, каковы соотношение сил в данной зоне и счет в игре, обороняющиеся команды действуют по-разному. Одни при потере мяча у ворот соперников немедленно вступают в борьбу за него, прикрывая ближайших к мячу игроков. Другие действуют иначе: ближайший к мячу игрок борется за мяч, не давая сопернику послать его за спину принимавшим участие в атаке полузащитникам и защитникам, остальные футболисты быстро отходят назад для организации оборонительных действий в середине поля или вблизи ворот.

Командные тактические действия в обороне. Основные принципы игры в обороне:

  • обороняться всей командой;
  • закрывать всех игроков атакующей команды в районе мяча;
  • строго соблюдать принципы страховки и взаимостраховки игроков;
  • широко применять подсказ в обороне;
  • использовать создание искусственного положения вне игры;
  • идти на ворота в момент удара противника.

В практике современного футбола применяются: зонная, смешанная, очень редко персональная системы обороны (защита).

Зонная оборона (защита). Ее сущность в том, что каждый из футболистов несет ответственность за защиту определенной зоны. Как правило, размеры зон неодинаковы. Чем ближе к воротам защищаемая зона, тем она меньше. Одно из преимуществ зонной защиты в том, что наиболее важные в стратегическом отношении участки поля находятся под контролем обороняющейся команды. При этом игра в своих зонах не исключает взаимопомощи партнеру соседней зоны в виде страховки и быстрой концентрации футболистов обороняющейся команды в опасной зоне у ворот. Эта система не лишена и недостатков: нападающие за пределами защищаемых зон имеют возможность без особых помех принять мяч и развивать атаку. Неожиданное появление в какой-то зоне двух-трех нападаю¬щих и быстрое развитие атаки против одного соперника может создать большие трудности в защите ворот.

Персональная оборона (защита). Сущность ее в том, что при потере мяча игроки защищающейся команды сковывают действия соперников, неся персональную ответственность за определенных противников. В условиях непрерывного преследования и помех со стороны опекунов у нападающих возникают трудности в осуществлении атак. Отрицательные черты персональной защиты состоят в следующем. При правильной организации атаки нападающие имеют возможность с помощью отвлекающих маневров освободить зону перед воротами и использовать это для завершения атаки партнерами. Кроме того, не все футболисты, оказавшись после отбора мяча в непривычной для себя зоне, могут эффективно выполнять несвойственные им функции.

Смешанная оборона (защита) сочетает в себе принципы зонной и персональной защиты. Футболисты защищающейся команды в соответствии с игровой обстановкой, учитывая направление и характер атаки, изменения в концентрации сил атакующей команды, а также потенциальные возможности отдельных соперников в развитии и завершении атаки, периодически прибегают то к игре в зоне, то к персональной опеке. Нередко против центральных нападающих, обладающих сильным ударом, а также умением вести ком¬бинационную игру в зоне перед воротами, применяется персональная опека. Если центральный нападающий в ходе игры отходит к центру поля или на фланг, чтобы избавиться от опеки, освободить зону для появления в ней партнера с целью завершения атаки, то центральный защитник (опекун) не преследует подопечного, а переходит на игру в зоне и действует в ней в соответствии с принципами зонной защиты. Эта система в современном футболе применяется чаще других. Она надежна при понимании игроками обороняющейся команды того, когда следует держать и преследовать соперника, а когда играть в зоне.

Командные тактические действия при переходе от обороны к атаке. Атака может развиваться различными путями. Если соперник, уступив мяч, сразу же организованно борется за него, оправданы передачи назад, поперек поля, вратарю. В случае, когда соперник атаковал всей командой и потерял мяч, лучше всего немедленно послать мяч партнеру к средней линии (за спину атаковавших соперников). Значительный стратегический простор позволяет в таких ситуациях находить острые продолжения атаки. Если же игроки атакующей команды при срыве атаки быстро отошли к своим воротам, целесообразно удерживать мяч посредством ведения мяча, передач поперек поля, назад, накопить силы в середине поля, а затем развивать и завершать атаку.

Методика обучения

Важным средством обучения командным действиям являются игры в одни ворота, учебные и товарищеские встречи. В них осваиваются элементарные и сложные взаимодействия игроков и звеньев, комбинации при введении мяча в игру, системы игры. С помощью учебных игр футболисты и команды совершенствуются в ведении атакующих и оборонительных действий против команд, применяющих различные методы ведения борьбы.

На отдельных этапах учебно-тренировочной работы целесообразно проводить игры команд, состоящих из разного количества футболистов (11x10, 11x9, 11x8). Игры в большинстве облегчают осуществление комбинаций, развитие и завершение атаки. Игры в меньшинстве воспитывают у футболистов умение непрерывно выбирать активную позицию для подстраховки партнеров, а при овладении мячом — умение выбирать перспективную позицию для развития и завершения атаки.

Руководство и управление учебными играми осуществляются преподавателем. В случае необходимости он останавливает игру, анализирует действия футболистов, вносит в них поправки, предлагает воспроизвести отдельные ситуации, действия игроков с мячом и без него.

Ценным средством проверки игровой совместимости партнеров, надежности наигранных тактических комбинаций, взаимосвязи игроков и звеньев при осуществлении атакующих и оборонительных действий служат товарищеские игры. Они дают возможность вскрыть пробелы подготовки, выявить недостатки в групповых и командных тактических действиях, определить правильность выбора системы игры и, наконец, наметить конкретные пути совершенствования команды в тактике футбола.

Задания в учебных играх:

1. Учебная игра с заданием: а) применять в обороне зонную систему игры; б) при попытке атакующей команды осуществить длинную передачу мяча за спину защитникам или остро открыться — создавать искусственное положение вне игры.

2. Учебная игра с командой, применяющей персональный способ борьбы с крайними нападающими соперников. Задание нападающим: в ходе игры освобождать один фланг для последующего врывания в него полузащитника, защитника с целью завершения атаки или прострельной передачи мяча.

3. Учебная игра, в которой соперники используют зонную систему обороны. Задание атакующим: за счет коллективного маневра нападающих и полузащитников возможно быстрее создавать численное преимущество в одной из зон перед воротами и, применяя комбинацию «стенка», завершать атаку.

4. Учебная игра с заданием:

  • при завершении атаки использовать комбинацию «стенка»;
  • при возобновлении игры из стандартных положений обязательно применять наигранные комбинации.

Похожие статьи

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)